Литва завалит Россию массовыми судебными исками

Серьезный шум поднял в Литве на ушедшей неделе ее министр иностранных дел Аудронис Ажубалис. Он заявил, что его страна вскоре завалит Россию массовыми судебными исками с требованиями компенсаций за годы «советской оккупации». Они сопровождались намеками на «государственную юридическую помощь» литовцам, которые будут обращаться в международные суды с требованиями компенсаций от России. И хотя сам Аудронис Ажубалис даже в Литве считается ястребом и русофобом, важно, что эти заявления делает не обычный гражданин, а глава литовской дипломатии. И его слова заставляют вспомнить планы более «отца-основателя» литовского националиста, Витаутаса Ландсбергиса, который еще в 90-е годы призывал сограждан подавать в массовом порядке индивидуальные иски к России.

Ландсбергис тогда считал, что исковая кампания против Москвы должна стать подобием той волны исков, которыми жертвы нацистского режима заваливали после Второй мировой войны международные суды, требуя компенсаций от Германии. Германия, действительно, посчитала для себя более выгодным добровольно возместить ущерб всем пострадавшим. И видимо, ошиблась, поскольку хоть уже и выплатила миллиарды марок и евро, но продолжает платить по сей день.

Министр иностранных дел Аудронис Ажубалис был на свой пост назначен недавно, полгода назад. До этого он стал в Литве известен как автор многочисленных антироссийских демаршей. Например, предложением блокировать в 2008 году транзит по территории Литвы российских грузов для Калининградской области до тех пор, пока Россия не выведет войска из Южной Осетии и Абхазии. Или осуждением НАТО за отказ принять в блок Грузию и Украину. Или выступлениями против введения безвизового режима для жителей Калининградской области и предложениями сорвать строительство «Северного потока».

Сейчас Ажубалис заявил о намерении пробивать в ЕС «дополнительные юридические акты» с осуждением «преступлений тоталитарных режимов», прозрачно намекая на нацизм и сталинизм. Легко понять, что эти «акты» должны будут стать средством дополнительного давления на Россию, от которой потребуют признать ответственность за один из таких режимов. И, как следствие, выплачивать репарации. При этом понятно, что главным движущим мотивом всех антироссийских действий и заявлений Литвы является ограниченность ее ресурсов и бедность страны, особенно усилившаяся в годы нынешнего кризиса. И крушение ее надежд на беззаботную жизнь за счет помощи ЕС и США, на которую рассчитывали литовцы, в 90-е годы отделяясь от Советского Союза и отправляясь в «независимое плавание».

Пока что позиция Москвы относительно финансовых претензий Литвы за годы «оккупации» вроде бы тверда. Она заключается в том, что Россия не является ответственной за решения властей бывшего СССР, и на этом вопрос для РФ закрыт, посему любая эскалация Литвой вопроса о так называемой «советской оккупации» будет вредить развитию отношений с Россией. И даже может спровоцировать со стороны России требований компенсировать расходы СССР при создании инфраструктуры Литовской ССР — за строительство портов, электростанций, включая атомную. Включая компенсации за гибель советских солдат, погибших в конце Второй мировой войны при освобождении Литвы от нацизма.

И это еще без оценки возврата Литве Вильнюса и Клайпеды. Известно, что гитлеровская Германия в марте 1939 года просто забрала у Литвы Клайпеду и сделала ее немецким городом Мемелем. А столица Литвы Вильнюс был с 1920 года польским городом Вильно. Оба этих города Литва получила лишь из рук Советской власти в 1945 году.

Вообще логически трудно понять, как могут литовцы всерьез считать «оккупацией» систему, при которой ее представители входили в составе Верховного Совета СССР – высшего органа страны, активно участвовали в управлении Советским Союзом и решении его важнейших вопросов. Оккупанты так себя не ведут нигде и никогда. Например, оккупировавшие Литву гитлеровцы в 1941 году просто включили ее в Рейхскомиссариат Остланд, на ее территории была создана оккупационная администрация, так называемый «доверительный совет» во главе с генералом Пятрасом Кубилюнасом. И естественно, никаких представителей этой территории в правительстве нацистской Германии в помине не было. Как, впрочем, нет сегодня представителей оккупированных Ирака и Афганистана в руководстве оккупировавших их стран, что не мешает оккупировавшим Ирак государствам качать его нефть, пока не кончится. А недавно стало известно, что родственники американских солдат, убитых в Ираке в ходе агрессии США, потребовали от Ирака репараций за их жизни на $300 млрд, и американская администрация намерена оплатить их опять-таки нефтью из захваченных иракских месторождений.

Аналитики заметили, что заявления о «советской оккупации» усиливаются в Литве по мере ухудшения ее экономической ситуации. Деньги ей очень нужны, взять их неоткуда, государство балансирует у опасной черты банкротства, государственный сектор кормить нечем. Литва давно живет в основном за счет внешних займов, беря деньги на жизнь на международных рынках. В сентябре большой радостью стало то, что удалось взять в долг $750 млн сроком на 7 лет под 5,249% годовых. Это уже второй большой заем Литвы с начала года. А просто государственный долг страны перед ее гражданами месяц назад составлял 32 814 080 000 литов (более 9 651 млн евро). Т.е. каждому своему гражданину Литва должна примерно 3 000 евро.

Однако экономические проблемы заставляют литовских политиков искать выход не в улучшении отношений с богатым соседом, который, даже просто транспортируя грузы по ее территории, в значительной степени литовцев кормит, а требуя от Москвы заплатить за «оккупацию». Видимо, они надеются, что рано или поздно московские либеральные руководители дадут слабину. При этом у Литвы есть план, который огласил министр Аудронис Ажубалис: сначала заставить Россию принять «единый» с прибалтами взгляд на историю, т. е. признать сталинизм преступлением. Затем требовать признания «оккупации» одним из преступлений сталинизма. Последним этапом плана стоит пункт получения от Москвы репараций за преступление, причем официальная сумма этих требований — $20 млрд. И это как минимум, в литовских газетах мелькает цифра и в $30 млрд. Так что тут только начни платить…

Сейчас Аудронис Ажубалис призывает забить канцелярии международных судов индивидуальными требованиями литовцев о материальной компенсации за «оккупацию» Советским Союзом. Недавно Ажубалис встречался с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым и предложил ему создать литовско-российский «форум доверия», который занимался бы и вопросами «советской оккупации», причем почему-то Лавров, по словам Ажубалиса, с ним согласился! Можно также вспомнить непонятную помощь российских лидеров Польше в расследовании «Катынского дела» и создании фальшивых документов о якобы участии в расстрелах СССР, что обязательно обернется требованием Варшавы о выплате ей Россией чудовищных репараций. Кроме того, Литву вдохновляют и попытки Грузии в Международном Суде ООН в Гааге осудить Россию по обвинениям в расизме и расовой дискриминации грузин. И надежды на то, что пристрастные международные судьи могут принять сторону Грузии и Прибалтики, в наше время исключать отнюдь нельзя.

Так что, несмотря на ослабленную антироссийскую риторику Вильнюса с тех пор, как в Литве стала президентом Дале Грибаускайте, литовские радикалы не успокаиваются. В этом им помогают и недалекие русские олигархи, время от времени пытающиеся заговаривать об усилении экономического сотрудничества с Прибалтикой и новых инвестициях в регион. Летом 2010 года руководство «Газпрома», чтобы сломать Александра Лукашенко, договаривалось с Вильнюсом использовать литовский маршрут для прокачки газа в Европу в обход Белоруссии. Наши нефтяные монополии планируют покупать в Прибалтике автомобильные заправки, инфраструктуру портов и заводы. Не прогнозируя, что в случае новых припадков безденежья литовские власти могут поступить с их собственность так же, как украинские во времена Юлии Тимошенко – арестовать и перепродать отечественным или иностранным капиталистам. Так же пыталась делать фирма и «Нога», которая много лет накладывала судебные аресты на российскую собственность в разных странах Европы.

Литва, кстати, сможет объяснять свои будущие шаги тем, что таким явочным порядком получает «репарации за советскую оккупацию», и учинит тем самым прецедент. Причем, в том, что Вильнюс может поддержать Евросоюза, сомневаться не приходится — «ворон ворону глаз не выклюет». Поддержит ее и Польша, рассчитывающая на российские деньги за Катынь. И Румыния с Молдавией, которая тоже начала требовать репарации за «советскую оккупацию».

Но тогда почему же Россия не требует ничего и ни от кого? Если литовский сейм принял закон о «советской оккупации», то почему Москва молчит о том, как литовцы помогли нацистам в годы войны убить 200 тысяч евреев и русских? Или убивали советских солдат, освобождавших их страну от немцев?

А может, имеет смысл нам вспомнить и литовскую оккупацию русских земель в 14-м веке во время Великого Княжества Литовского, которое на 90% состояло из захваченных земель Киевской Руси? И эти земли вошли тогда в Литву не добровольно, они были захвачены в кровопролитных войнах, литовцы жестоко истребляли защитников и Киева, и Смоленска, и даже Москвы, которую не смогли взять, даже трижды осаждая. Литовские князья Гедимин, Ольгерд и Витовт пролили реки русской крови. Надо нам и ее тоже подсчитать, чтобы выставить счет Литве. Видимо, надо.

В 14-15-м веках на захваченных русских и белорусских землях силой насаждалось католичество, а православные граждане объявлялись «схизматиками», т. е. раскольниками, и были даже лишены гражданских прав. В 15-м веке литовские католики вообще пытались на русских землях учинять инквизицию, которую наделяли правом разыскивать и казнить еретиков и «русских отщепенцев». В 17-м веке, когда русские и белорусы начали освобождаться от польских и литовских католиков, польский магнат Иеремия Вишневецкий говорил: «Или все церкви в своих местностях обращу в костелы, или пройдусь огнем и мечом по схизматам». И это польско-литовское хождение огнем и мечом по православным землям длилось целых полтора века, до конца 18-го, до их воссоединения с Россией.

Причем, Россия должна не просто вспоминать в СМИ преступления латышей, литовцев или эстонцев в годы Второй мировой или в более раннее время, а на самом деле готовить собственные иски. Чтобы не получилось, как с агрессией Грузии в 2008 году, когда Москва было заявила, что подаст на Тбилиси в Международный Суд, и через неделю забыла свои слова. А Грузия воспользовалась идеей, сама подала иск на Россию, и теперь российским чиновниками приходится оправдываться в Гааге перед пристрастной и несправедливой к ней толпой судей.

Сегодня ясно, что вялая и мутная позиция российских лидеров в отношении растущих требований «репараций и контрибуций» со стороны балтийских экономических банкротов лишь подзадоривает их и разжигает аппетиты. Это подает им ложные надежды и заставляет придумывать все новые способы отъема у России денег. А российские олигархи, идущие с инвестициями в Литву и другие страны Балтии, налоговыми отчислениями в их казну кормят их министров, ненавидящих Россию. И выискивающих способы уже на государственном уровне урвать с России миллиарды, включая и собственность наших олигархов. Которых, впрочем, даже не очень и жалко.