Илья Яшин: лучше возмущенная демократия в украинской Раде

В современной российской политике после довольно длительного застоя похоже наступает эпоха ренессанса. На смену политической генерации времен первого Президента Бориса Ельцина во главе с Борисом Немцовым, который в ельцинские времена занимал посты от нижегородском губернатора до первого вице-премьера, приходит новая политическая элита. Конечно, оппозиционная, ибо в провластной партии «Единая Россия» притока свежей политической крови почти не происходит. И одним из ярких лидеров нового поколения в российской политике является бывший руководитель молодежного крыла партии «Яблоко», ныне один из лидеров вместе с Немцовым объединенного демократического движения «Солидарность», и, пожалуй, самый яркий спикер оппозиции Илья Яшин. В разговоре с ИМК Яшин подвел первые итоги президентства Януковича, дал собственную оценку относительно угроз свободе слова в Украине и сделал прогноз относительно будущего правящего дуэта РФ Путин-Медведев.

— Илья, хотелось бы начать наш разговор с того, как Вы лично и Ваши соратники оцениваете нынешнюю ситуацию в Украине, в контексте нового закона о местных выборах, которые назначены на 31 октября?

— Меня радует, что граждане никому не позволили навязать себе выбор. Цивилизованная смена власти стала важнейшей вехой. В то же время проблем у наших соседей хватает. В первую очередь, конечно, непростая экономическая ситуация. Нефти с газом у украинцев нет, поэтому латать бюджетные дыры нефтедолларами, как это принято в России, не получится.

Есть, конечно, угроза и для украинской демократии. Виктор Янукович, очевидно, пытается выстроить политическую систему под себя и, похоже, внимательно изучает «путинский» опыт ликвидации демократических институтов. Кстати, не уверен, что Тимошенко в случае победы на выборах вела бы себя иначе. Это особенность политического момента, мы тоже это проходили. После демократической революции неизбежно наступает некоторое разочарование, и следующий Президент стремится «подкрутить гайки» под видом наведения порядка. В России, к сожалению, люди позволили властям забрать у себя права и свободы, которые завоевали в 1991 году. Искренне надеюсь, что украинское общество сможет защитить достижения Оранжевой революции.

— Насколько интерес в России уменьшился или увеличился к Украине за полгода правления Януковича и его команды?

— Украинцы наши братья и соседи, интерес к вашей стране у нас будет всегда. Сейчас резко упал градус напряженности — все же Виктор Ющенко, избранный Президентом вопреки воле Кремля, откровенно раздражал Путина. Янукович воспринимается в Москве как лояльный лидер, но обольщаться на этот счет я бы не советовал. С Лукашенко вон как дружили «взасос», а теперь он для российских властей стал главным врагом. Если новое украинское руководство будет демонстрировать независимость, отношения с Кремлем быстро испортятся.

В России, конечно, следят за происходящим в украинской политике. Интерес резко возрастает, когда происходят какие-то важные события. Мы, разумеется, следили за ходом ваших президентских выборов. Естественно, что живое обсуждение вызвало драки депутатов и штурм трибуны в здании парламента, когда пакт был ратифицирован.

— Видите ли Вы в нынешней политике Украины шаги, свидетельствующие о пророссийском векторе ее сегодняшней международной политики, в чем это выражается?

— На мой взгляд, Янукович пока ведет себя достаточно прагматично. Он прекрасно понимает слабости обитателей Кремля и, по сути, продает Москве свою лояльность. В свое время на этом неплохой бизнес сделал тот же Лукашенко — имитировал оргазм в отношениях с Москвой и получал за это щедрые денежные вливания в белорусскую экономику.

Украинский Президент осуществил блестящую операцию под названием «Черноморский флот в обмен на дешевый газ». Знаю, что оппозиция его критиковала, но экономическая выгода для Киева огромная! За продление аренды морской базы Россия снизила цену на газ для Украины на 30% — это 4 миллиарда долларов в год. Это жестокий удар по нашим пенсионерам, врачам, учителям. А Янукович, наоборот, здорово сэкономил.

— Согласны ли Вы с тем, что этому сближению мешает личная неприязнь Путина и Януковича?

— Я не замечал отвращения между нынешними руководителями наших стран. А если вспомнить взаимоотношения Путина и Ющенко, то сейчас между Москвой и Киевом просто «порядок и любовь». Другое дело, что наш Премьер считает себя умнее и могущественнее украинского Президента, воспринимает его, на мой взгляд, как некоего мужичка из села. Но пока это мужичок ведет себя, пожалуй, хитрее нашего самопровозглашенного «национального лидера» с его непомерными геополитическими амбициями.

— В связи с недавней медийной атакой на Президента Беларуси Лукашенко, можно ли ожидать подобного сценария против Януковича, в случае его окончательного дрейфа в сторону ЕС?

— «Медовый месяц» Кремля с Януковичем может закончиться быстро и неожиданно. Но ничего страшного, я уверен, не произойдет. Наконец, мы уже пережили серьезную конфронтацию в период правления «оранжевых». Хуже точно не будет.

Серьезного компромата на Януковича, думаю, нет. Не потому что он ангел — просто российские спецслужбы совсем разучились работать. Посмотрите, провал за провалом, сплошная халтура. Ну кино какое-нибудь на НТВ могут показать, но выглядеть это будет так же беззубо, как в истории с Лукашенко. Причем большинство обвинений, которые озвучены по Лукашенко, можно смело адресовать и Путину.

— Ваша оценка поведения украинской оппозиции? Насколько детально Вы следите за речами ее лидеров, в чем видите главную проблему нынешней украинской оппозиции?

— Несмотря на то, что украинские оппозиционеры сейчас переживают не лучшие времена, их роль в политике страны несравненно больше, чем российских коллег. Конечно, поражение на президентских выборах деморализовала оппонентов новой власти. Очевидно, что разрозненность оппозиции «на руку» Партии регионов. Но политическое руководство Украины не может себе позволить роскошь игнорировать своих критиков. И это замечательно — это гарантия того, что власть не разбалует чиновников.

Кремлевская пропаганда, кстати, любит пугать общество картинками из Верховной Рады: смотрите, мол, какое безобразие, трибуну захватывают, скандалят, вот она хваленая демократия. Но, как по мне, уж лучше такой возмущенный парламент, чем наша «заросшая мхом» Государственная Дума, где депутатов заменили дрессированными пуделями. Хотя тоже, конечно, крайности.

— На Ваш взгляд, не повторяется ли в Украине российский сценарий, когда вот так же демократические силы не смогли объединиться и были раздавлены в одиночку? Видите ли Вы угрозу демократии в Украине, и реальность воплощения «единственно русского» сценария, то есть с диктатурой, однопартийностью и контролируемыми СМИ? Как, на Ваш взгляд, можно этого избежать? Может ли быть разыгран сценарий против наиболее ярких лидеров оппозиции и представителей СМИ такой, который был использован против Вас и ваших соратников, в том числе Шендеровича?

— Думаю, он совсем не против стать своего рода украинским Батькой. Но очень сомневаюсь, что ему это дадут сделать: мне кажется, украинское общество все же получило свои прививки от диктатуры, и власть помнит, что такое 100 тыс. человек на Майдане.

Ну а будут ли украинских оппозиционеров дискредитировать с помощью красивых девушек? Я не знаю. Длинноногие красавицы сами вешаются на шею — что плохого? Лично я ни о чем не жалею (с улыбкой).

— Должна ли быть украинская оппозиция конструктивной, или ее единственной успешной риторикой может быть жесткая критика власти и обнародование обличительных фактов, вроде тех, что в день Независимости Украины заявила Тимошенко, которая сообщила, цитирую «что в Администрации Президента Януковича готовится план по продлению его полномочий до 7 лет?

— Скажу так: не нужно быть принципиальным в мелочах, но не надо жалеть денег в принципах. Если власть идет на нарушение Конституции, если есть угроза независимости страны и ее демократическим институтам — надо поднимать народ и бить тревогу. Но если власть готова к диалогу по таким вопросам, как бюджет страны или реформа правоохранительной системы, глупо отказываться. Нужно выдвигать свои предложения и искать компромисс.

— Ваше отношение к движению «Стоп Цензура»? Вы считаете его действия эффективны, насколько вообще Вы знакомы с его протестными акциями?

Появление таких движений говорит о том, что в вашей стране существует гражданское общество. Это здорово. Российские журналисты в свое время не смогли объединиться перед угрозой цензуры, и многие из них сегодня вынуждены либо обслуживать власть, или менять профессию. Я знаю, что факты цензуры, которые обнародовали украинские журналисты, был вынужден комментировать Президент Янукович. И это значит, что «Стоп цензура» неплохо справляется со своей работой.

— То, что сейчас происходит в России: концерт в защиту Химкинского леса, блоггеры с рынды, Калининградская акция протеста — это предвестники, действительно, возрождения гражданского общества в России? Или еще рано говорить об этом?

— Хочу верить в то, что Россию ждут большие перемены. Я вообще оптимист. Есть ощущение, что наше общество просыпается после длительной спячки. Я много езжу по стране, общаюсь с очень разными людьми — студентами, учителями, рабочими, юристами. Всем надоело беззаконие, произвол чиновников, наглость сотрудников милиции. Людей достала монополия «Единой России», сплошная показуха ее лидеров.

Мы предлагаем альтернативу тому, что делает власть. Пишем программы, содержательно критикуем экономическую политику правительства, подготовили свой вариант реформы МВД. Но люди не понимают, что нужно делать, чтобы наступили перемены. Выборов в стране нет, на ТВ — цензура, в суде тоже справедливости не найдешь. Поэтому мы и зовем людей на улицу — других вариантов пока нет. И наши призывы начинают действовать. Вышел народ в Калининграде — сняли губернатора. Провели массовый митинг в Москве — прекращена вырубка леса в Химках. Главное, не останавливаться на достигнутом. Если сумеем увеличить массовость протестных выступлений, тогда и честные выборы в Россию вернутся, и политзаключенные на свободу выйдут, и цензуру отменят. Все в наших руках.

— Сможет ли огонь, которым вспыхнула вся Россия из-за неэффективного и бездарного управления, стать очистительным, сможет ли вызвать стихийный бунт, который сметет Путина? Если да, то когда мы это увидим? Если нет, то в чем секрет, что даже после такого сокрушительного провала он сохранит доверие граждан? Боится ли Путин и его окружение народных протестов, в чем еще это проявится, кроме странных арестов Немцова, доклада Немцова и Милова «Путин. Итоги»?

— Во-первых, я против бунтов. Не желаю своей стране кровавого сценария, пусть даже это цена победы над нашими политическими оппонентами. Мы призываем народ на мирные демонстрации, но всегда будем отмежевываться от погромщиков и тех, кто призывает Русь к топору.

Что касается пожаров, то они в очередной раз продемонстрировали некомпетентность правительства Путина. Люди начинают постепенно разбираться что к чему. Рекламными полетами на самолетах в сопровождении видеокамер Премьер уже мало кого впечатляет. Но вряд ли стихия «сметет» Путина, для этого нужна долгая и кропотливая работа оппозиции и гражданского общества. Этот человек будет держаться за власть до последнего — недаром в Москве и других городах бойцы ОМОНа с такой злостью разгоняют акции протеста.

А секрет Путина прост — монопольный контроль над телевидением, запуганный силовиками бизнес и огромные нефтяные доходы, которые Россия получила за годы его президентства.

— И напоследок хотелось бы узнать Ваше мнение о шансах Дмитрия Медведева остаться Президентом России на второй срок. В разговоре со мной авторитетный западный аналитик-колумнист и автор «колонки мнений» в «Интернэшнл геральд Трибьюн» Серж Шмеман признался, что Запад все больше склоняется к тому, чтобы предоставить и фактически сделать ставку именно на Медведева… Вы считаете, Запад способен сделать такую ставку и пролонгировать второй срок Медведева?

— Кто станет следующим Президентом России решит Владимир Путин. У Медведева в этом вопросе совещательный голос, а у российского общества права голоса нет вообще. Медведев, конечно, хочет остаться в президентском кресле, ему нравятся все эти атрибуты власти. Путин вполне может позволить своему молодому коллеге посидеть еще один срок, но если сочтет необходимым вновь принести президентскую присягу — укажет Медведеву на дверь без раздумий.

Роль Запада я не склонен переоценивать. Западных политиков, в первую очередь, интересуют российские энергоресурсы. А что у нас происходит с демократией и правами человека, они вспоминают только тогда, когда нужно заключить с Кремлем более выгодные экономические соглашения. Кстати, совсем их в этом не виню. Настаиваю на том, что демократия в России — это дело российского общества. Пока мы сами не заставим власть нас уважать, никакая заграница нам не поможет.

— Сможет ли Медведев, лишившись тени Путина, действительно привить в России стандарты ЕС?

— Я пока не вижу у Медведева готовности стать самостоятельным лидером. Он полностью подконтролен Путину и, как мне кажется, больше увлечен техническими новинками, чем реальной политикой. Никакой либерализации, на которую многие наивно надеялся, при Медведеве не произошло. Наоборот, в чем-то политическая система стала даже более репрессивной. Выборы, как и раньше, фальсифицируют, митинги разгоняют, Ходорковский и другие политзаключенные остаются в тюрьме, путинские друзья-олигархи восторженно пилят национальные богатства.

А чем в это время занимается Президент? Играет в свой новый айфон. За те два года, что Медведев находится в Кремле, он состоялся как неплохой блогер. А вот как Президент — пока не очень.