Психологизм неправильных войн: о политике США

В Библии сказано: «Познай истину, и она сделает тебя свободным». В нашем понимании она включает в себя и свободу от «ложных истин», что необходимо для определения Добра и Зла.

К сожалению, часто она оказывается скрытой от людских глаз, но рано или поздно тайное становится явным. О чем свидетельствует скандальная публикация порталом Wikileaks секретных документов Пентагона. Ее итогом стала широкая огласка действий солдат и офицеров армии США, приведших к гибели мирных граждан в Афганистане. Продолжение следует: на днях министерство обороны обнародовало документы, из которых следует, что американские военнослужащие обвиняются в убийствах мирных граждан, совершенных ими в афганской провинции Кандагар. Следует констатировать, что в условиях партизанской войны очень трудно следовать в русле, начертанном администрацией Белого дома: и международный терроризм разгромить, и чистоту в армейских рядах соблюсти.

Война без правил

Стало известно, что 12 американских солдат предстанут перед судом. Пятерых из них обвиняют в одном или нескольких предумышленных убийствах. Установлено, что они забросали гранатами трех мирных афганских граждан, а затем еще и стреляли в мертвые тела. После чего, для того чтобы оправдать убийства, оставили рядом с ними, видимо, трофейное оружие, что позволило им несколько месяцев оставаться безнаказанными. Разоблачение началось с того, что один из их сослуживцев сообщил начальству о том, что солдаты бригады употребляют гашиш. Семеро из обвиняемых военнослужащих, для того чтобы тот отозвал свой донос, угрожали ему смертью и для большей убедительности показали свои «боевые трофеи». Эффект оказался противоположным ожидаемому. При обыске личных вещей солдат были обнаружены сохраненные на память фетиши: череп, фаланги пальцев, кости ног и зубы. Примечательно, что среди принадлежащих убийцам вещей были найдены минные снаряды, используемые «для личных целей», — сообщает газета The Guardian. Видимо, они вели свою личную войну с афганцами. В дополнение к убийствам и глумлению над мертвыми добавилось употребление наркотиков и нарушение воинской дисциплины. Судя по всему, многие военнослужащие США возвращаются из Ирака и Афганистана уже законченными наркоманами. «Очевидно, что даже если эти обвинения окажутся беспочвенными, ничего уже нельзя будет поделать. Ведь это не исправит того впечатления, которое сложится о наших вооруженных силах во всем мире», — констатирует официальный представитель Пентагона Джефф Моррелл. Российская армия тоже сталкивалась с аналогичными проблемами. В подтверждение этого достаточно вспомнить наделавшие много шума преступления, совершенные группой капитана ГРУ Ульмана и полковником Будановым. Насколько можно судить, все упирается в человеческую психологию. Практика чеченских войн показала, что в условиях, когда нет линии фронта и четких границ между противниками, когда кругом враги, нарастает напряжение, накапливается и возрастает психологическая усталость, ухудшается морально-боевое состояние личного состава. Кстати, вторую чеченскую кампанию Россия официально квалифицировала как «контртеррористическую операцию», а это война без правил. Показательный пример: психологические потери в 131-й отдельной мотострелковой бригаде составили: 58% военнослужащих требовалась психологическая коррекции, в т.ч. 45% нуждались в углубленном внимании психотерапевта. Специалисты констатировали: «психологическое истощение личного состава», заглушался инстинкт самосохранения, солдаты и офицеры не реагировали на разрывы бомб и снарядов, выстрелы снайперов, другие, наоборот, проявляли трусость. При гибели сослуживцев мотив мести прослеживался у 62% военнослужащих.

Месть питает ненависть. 13 июля военнослужащий правительственной афганской армии расстрелял в провинции Гильменд своих иностранных коллег, убив трех непальцев, служивших в английском полку и ранив еще шестерых британских солдат, затем, покинув свою воинскую часть, вероятно, перешел на сторону талибов. Днями ранее портал NEWSru.com сообщил, что в Гильменде британский солдат-наемник, непалец по происхождению, отрезал голову убитому в бою талибу. Он должен был доставить его тело для опознания, но поскольку британские войска находились под сильным пулеметным огнем боевиков, непалец отрезал голову убитого и забрал ее с собой, оставив обезглавленное тело на поле боя.

В Чечне были развернуты 8 пунктов реабилитации солдат, к марту 1995 года их число увеличилось до 40. За время их работы психологическую помощь получили 12 тыс. солдат с психологическими травмами различной тяжести. Эти данные приведены в сборнике «Борьба с НВФ — негосударственными вооруженными формированиями». Видимо, этим вызвана краткосрочность командировок сотрудников милицейских СОБРов и ОМОНов из российских регионов в Чечню даже после «разгрома активной части» сопротивления.
Аналогичные структуры есть и у армии США. Следует отметить, что у их противников такой службы нет. Правда, в СМИ публиковались материалы о зомбировании боевиков, но, скорее всего, это вымысел. Складывается впечатление, что противник не нуждается в них. Чем это объяснить? Может быть, тем, что он имеет большую мотивацию, большую веру, а скорее, большую убежденность в своей правоте? Тем не менее те же чеченцы понимали несомненную пользу от оказания психологического воздействия на российский социум. Для этого достаточно вспомнить захват больницы в Буденновске, после которого последовали унизительные Хасавюртовские соглашения.

Еретические войны

Эксперты задаются вопросом: почему, имея огромное превосходство в силе и технике, сверхдержава оказалась не в состоянии победить 30 млн. «примитивных людей»? Главная причина заключается в контроле политиков над военными. В этом кроется недавнее увольнение главкома войсками США в Афганистане генерала Стэнли МакКристала. Герой войны в Ираке занимал эту должность менее года и лишился ее за критику администрации президента Барака Обамы, высказанной им в середине июня на страницах журнала Rolling Stone. Анализируя войну во Вьетнаме, российский военный теоретик — полковник Генерального штаба царской армии Евгений Месснер, отмечал, что «нынешняя американская культура сугубо пацифична, она противоположна воинственности, необходимой на войне». Это то, чем характеризуются талибы. Он считал, что главным затруднением США является «малая способность регулярных войск к борьбе неклассического стиля». Современные исследователи называют такую войну «асимметричной», это когда армия ведет войну в классическом стиле, а противник — партизанскую. Месснер писал: «Разбить живую силу врага — это археология, а не современная стратегия. Нельзя уничтожить живую силу, если воюет весь народ. Не об уничтожении живой силы надо думать, а о сокрушении психологической силы». Он предрекал, что армиям будут противостоять «не только войска, не сколько войска, а народные движения». Что этому можно противопоставить: разгром крупных соединений талибов? Так они чаще всего действуют мелкими группировками. Примечательно, бандами их никто не называет. Захватить или уничтожить объекты психологической значимости? Таковых у них нет. Много говорилось о войсковых операциях в Гильменде и Кандагаре. Талибы не потерпели поражения, от которого были сломлены их сознание, мораль, дух, упорство. Более того, талибы полны решимости одержать победу. Недавнее заявление муллы Омара свидетельствуют об этом. И это не пропаганда, это настрой.
Естественно, американская военная наука пыталась решить вопросы, о которых писал Месснер.

В США анализировали советский опыт ведения военных действий в Афганистане, тем не менее непонятым осталось главное: психологически это был особый вид войны, не понят ее специфический характер. По сравнению с американцами русские были более органично вписаны в ландшафт военных действий. Советские офицеры знали командиров моджахедов, те знали их. Между ними заключались перемирия, как это было с Ахмад-шахом Масудом, практиковался негласный обмен пленными или их меняли на продовольствие. В свою очередь афганцы понимали, что солдаты срочной службы такие же жертвы войны, как они сами. Обращает на себя внимание, что среди «афганцев» образовалась своего рода субкультура: песни, общение между собой до сих пор имеет «вкрапления» с афганского.

И это не случайно. Американцы воюют иначе. В отличие от других членов по антитеррористической коалиции, итальянцев, немцев, старающихся ограничиваться только охранными функциями, у них нет контактов с противником, как следствие, они абсолютно непонятны для афганцев. Бывая в Афганистане, мне приходилось слышать от моих собеседников из числа бывших моджахедов, что они испытывают чувства, близкие к ностальгии по тем временам. «Шурави» не боялись воевать лицом к лицу. В отличие от них американцы применяют ковровые бомбежки, затем картинно падают, десантируясь с вертолетов и передвигаются, прячась за каждым камнем, будто бы кто-то уцелел, более того, сохранил способность к сопротивлению. Это война, недостойная настоящего воина», — говорили они.

Уже с учетом собственного афганского и иракского опыта была принята программа «2008 Army modernization strategy», в которой много места отводилось подготовке командиров тактических звеньев и их работе с местным населением, умению личного состава обращаться с техническими устройствами и т.д., но «солдатских мозгов» она не коснулась. Возможно, что именно иракский опыт сослужил им дурную службу. Эйфория от разгрома Саддама Хусейна вселила в американцев самоуверенность. Фактически войны не было. Поставленные цели были выполнены быстро: страна захвачена, власть уничтожена.

В Афганистане достичь их не удалось, «Талибан» уцелел. Его связь с народом, благодаря обращениям к религиозному сознанию и чувствам широких масс, оказалась прочнее, чем связь Хусейна, тот был светским человеком, и функционеров его партии БААС с иракцами. Афганцы восприняли антитеррористическую операцию как религиозную экспансию Запада. И те и другие — мусульмане, но афганцы — совершенно другой народ. Полагая, что Афганистан слабее, они сильно обманулись.
Одна из главных задач США: при возможно меньшем напряжении сил, а главное, с меньшими потерями личного состава доказать противнику, что он не в силах победить. Несмотря на многочисленные жертвы в Афганистане, это оказалось невозможным. Как признал главком США в Афганистане генерал Дэвид Петреус, только за это лето убиты и арестовано 235 полевых командиров талибов, тысячи боевиков убиты, 1,7 тыс. арестовано. А, судя по сообщениям, накал борьбы не только не затухает, а разгорается еще сильнее. Следует отметить, что Петреус является автором ряда руководств и наставлений для американской армии по проведению военных операций против вооруженных повстанцев. Видимо, что-то он в них не учел. Один из английских генералов, воевавших в Афганистане в XIX веке, называл эту страну «самым большим резервуаром повстанцев в мире».

Командование старается исключить прямой контакт с противником, но этого избежать не удается. Американцам приходится играть «вторым номером», их действия имеют ответный характер. Избежать потерь при взятии населенного пункта можно только путем целенаправленного массового применения тяжелого вооружения и авиации, чтобы «сравнять его с землей», но делать это до вывода мирных жителей недопустимо — необходимо избежать потерь мирного населения. Но в этом случае теряется эффект неожиданности, да и боевики покидают зону боев под видом мирных жителей. Следовало бы отметить, что применение авиации приводит к значительному «сопутствующему вреду». В 2009 году в Афганистане погибло около 2,5 тысячи мирных жителей, часты случаи гибели солдат правительственной армии от «дружественного огня». К слову сказать, такие действия приводят к нарушению второго дополнительного протокола к Женевским конвенциям (ст.4 п.2а), который прямо запрещает «посягательства на жизнь, здоровье, физическое и психическое состояние лиц, не принимавших участия в военных действиях».

Заложники демократии

Примечательно, что наряду с обнародованием данных о воинских преступлениях своих солдат Пентагон пытается не допустить опубликование книги «Операция «Темное зеркало» бывшего сотрудника военной разведки США подполковника в отставке Энтони Шеффера. В министерстве обороны США утверждают, что она содержит более 200 фрагментов текста, в которых изложена секретная информация. По мнению экспертов, это первый случай в истории США, когда военные чиновники обнаружили утечку информации в уже отпечатанной книге. Десять тысяч экземпляров лежат на складе издательства, а министерство обороны ведет переговоры с автором о выкупе всего тиража с целью его уничтожения. Как сообщают СМИ, Шеффер и его адвокат почти достигли соглашения с Пентагоном по поводу того, чтобы отредактировать спорные пассажи и выпустить книгу в продажу 24 сентября. Но десятки экземпляров книги, разосланные рецензентам и в книжные интернет-магазины, отозвать уже не удастся. Как сообщает газета New York Times, в книге Шеффера говорится о «действиях американских военных, и в первую очередь разведчиков, на территории Афганистана». В книге встречаются фамилии сотрудников разведки и донесения самого Шеффера о ходе тайных операций. Сам же автор говорит, что не думал о том, что его мемуары могут содержать секретную информацию.
Какую? Что еще после разоблачительных публикаций Wikileaks может храниться в тайне? Вот мнение казахстанского аналитика Жанар Султанбековой: «Утверждать мы не можем, но, по-видимому, выброс секретных материалов, последовавший сразу же после увольнения генерала МакКристала, а затем и события, связанные с годовщиной 11 сентября, когда малоизвестный американский священник пригрозил сожжением Корана, все это говорит о том, что первый этап афганской войны закончен и теперь она переходит на другой уровень».

Министр обороны США Роберт Гейтс объявил о своем уходе в отставку в 2011 году. И чтобы он ни говорил по этому поводу, это не стало следствием публикаций Wikileaks, в конце концов, это тривиальный «слив» информации, или преступлений американских солдат, а связано с провалом всей американской войны в Афганистане.

Составители сборника «Борьба с НВФ — негосударственными вооруженными формированиями» в предисловии пишут: «Происходит трагический курьез, только одна сторона имеет в «малой войне» четкую цель и надлежащее стратегическое руководство. Другая же сторона противопоставляет вражеской стратегии войны свою стратегию мира, несмотря на войну. Этим нарушается одно из вековечных военных правил: сокрушительно предупреждать или отражать удар противника». Психология психологией, но в немалой степени проигрыш случился не в Афганистане, а в самой Америке. «Что бы ни говорили по этому поводу сторонники пресловутых «гуманитарных ценностей» и «демократических свобод», ведение психологической войны против «внутреннего противника» требует абсолютного отрицания известного тезиса Вольтера («Я совершенно не согласен с вами, но до конца своей жизни буду защищать ваше право высказывать мнение») — считают военные аналитики.