СМИ: проект AGRI носит политический характер

Президенты Азербайджана, Грузии и Румынии подписали в Баку соглашение о новом энергетическом проекте. Проект предполагает транспортировку азербайджанского природного сжиженного газа через грузинский терминал в Румынию, а затем на европейские рынки. Stratfor интересуется не техническими аспектами сделками, а ее политическим измерением.

С точки зрения технологий и логистики этот проект – очень амбициозный, а если говорить по правде – просто нереалистичный. Во-первых, технология, которая необходима для создания объектов для транспортировки сжиженного газа: у стран, участвующих в проекте, ее просто нет. Это означает, что для строительства объектов странам придется обратиться к другим государствам за ноу-хау и инвестициями.

Еще один вопрос – финансирование. По оценкам, стоимость проекта может составить от двух миллиардов до пяти миллиардов долларов, для этих стран это просто неподъемная сумма.

Еще один аспект – местоположение. Трубопровод, по которому азербайджанский газ должен транспортироваться в Грузию, будет проходить мимо Абхазии, мятежной грузинской республики, которая фактически находится под контролем России. В республике базируются российские войска, и Россия, если захочет, вполне может нанести объектам ущерб.

На самом деле проект носит скорее не технический характер, а политический. Интересно, что у всех трех стран в недавнем времени были проблемы с Россией. Грузия конфликтует по поводу поддерживаемых Россией мятежных республик Южная Осетия и Абхазия. Россия и Румыния недавно ссорились по поводу Молдавии, которая служит чем-то вроде буферной зоны для обоих государств, а также по поводу ее собственной сепаратистской республики Приднестровье. И наконец Азербайджан. Традиционно Баку – более независимая и прагматичная страна. Однако недавно Россия подписала военное соглашение с заклятым врагом Азербайджана, Арменией. То есть, у всех этих государств были трения с Россией, и теперь они договорились принять участие в этом энергопроекте.

Еще один ключевой игрок – Турция. На самом деле Турция заявила, что не поддерживает этот проект, потому что азербайджанский газ, который должен использоваться в проекте, Турция планировала использовать в других проектах –тех, в которых Анкара сама принимает участие. В первую очередь это Nabucco. Но есть и другие проекты, где предусматривается задействование азербайджанских газовых месторождений. В итоге, Азербайджан хочет доказать России и Турции, что он может выбирать, и что подобные энергопроекты могут ему этот выбор обеспечить.