Украина: репрессировать начали и ученых-историков

Глава СБУ Валерий Хорошковский лично дал указание задержать историка Руслана Забилого. Об этом речь идет в сообщении Центра исследований освободительного движения. Так сотрудники СБУ сообщили Забилому, что основанием для его задержания является «устное указание руководителя Службы Валерия Хорошковского».

«Причина — помешать на надуманных основаниях работе с ранее рассекреченными материалами и таким образом ограничить их распространение», — отмечается в документе.

Также в документе отмечается, что у Забилого изъят частный ноутбук и 2 внешних жестких диска. Там содержались электронные копии исторических материалов и его научные исследования.

«СБУ убеждало директора Нацмузея покинуть исторические разработки и идти работать учителем в школу, интересовалось контактами с заграничными учеными, может ли он предоставить доказательства, что тема его исследований не является государственной тайной», — отмечается в сообщении.

Пресс-служба также добавляет, что Забилый пишет о стратегии и тактике УПА.

В свою очередь Забилый в четверг направил жалобу на имя Главы СБУ с требованием объяснить действия сотрудников службы и немедленно вернуть частные вещи.

«Я обращаюсь к вам, уважаемые журналисты, помочь общими усилиями прекратить цензуру и давление, которые распространились уже на историю и историков», — также обратился Забилый к журналистам.

Бывший директор Департамента архивного обеспечения Службы безопасности Украины Владимир Вятрович считает возбуждение дела против директора Львовского Национального музея — мемориала памяти жертв оккупационных режимов «Тюрьма на Лонцкого» Руслана Забилого кремлевской спецоперацией, цель которой – «создание неагрессивного имиджа Москвы и закрытие темы УПА».

Об этом бывший руководитель Архива СБУ, уволенный от должности после победы на выборах Виктора Януковича, заявил, комментируя заявление СБУ о возбуждении дела «по факту подготовки к разглашению сотрудником СБУ сведений, составляющих государственную тайну».

Вятрович, в частности, рассказал: «Процедура получения документов была такова. Документы сначала рассекречивались, затем копировалась, а далее — вносились в электронную базу. Но если электронные копии документов были нужны какому-либо исследователю, то, несмотря на то, что они не были внесены в базу электронного архива, мы могли предоставить их исследователю. Мы очень упрощали работу научным работникам, сэкономили многим историкам очень много времени. Кроме того, ввиду того, что наши технические возможности по копированию документов были достаточно ограниченными, мы позволяли эти рассекреченные документы копировать непосредственно в читальном зале электронными средствами самим исследователями, при условии, что эти копии остаются у нас».

Как сказал экс-руководитель Архива СБУ, «мы таким образом давали документы десяткам исследователей из разных стран, в том числе и из России. Именно беспрецедентная открытость наших архивов привлекла внимание историков к теме УПА».

Как отметил Вятрович, Руслан Забилый, директор музея «Тюрьма на Лонцкого», находящегося в структуре СБУ, «конечно, как историк, имел значительно больше документов, чем содержал на то время архив. Потому что количество скопированных, но, подчеркну, уже рассекреченных, документов, у него была больше, чем те, которые были внесены в архив».

«Думаю, что случай с Русланом – это спецоперация кремлевского руководства по созданию неагрессивного имиджа Москвы и закрытия темы УПА», — сказал Вятрович.

«Я советую власти расходовать средства налогоплательщиков не на «спецоперации» с задержанием научных работников, а сосредоточить свои усилия на борьбе со шпионами и коррупционерами», — подчеркнул он.