Медведев сделал Толоконского «царем всея Сибири»

Президент Дмитрий Медведев освободил от должности полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина и назначил на эту должность губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского. Как сообщает в четверг пресс-служба Кремля, Квашнин уволен в связи с переходом на другую работу.

Другим указом глава государства прекратил губернаторские полномочия Толоконского. Вместо него временно исполнять обязанности главы региона назначен Василий Юрченко.

Что означает эта «рокировочка», рассуждает эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров.

«СП»: — Николай Владимирович, вас удивило кадровое решение Медведева?

— Нет. Слухи о том, что среди полпредов грядут перемены, включая Квашнина, циркулировали давно. Более того: Толоконского называли как возможного его преемника. Логика этого назначения мне представляется так. В отношении Квашнина назначение полпредом было почетной отставкой с поста начальника Генерального штаба. В качестве полпреда Квашнин был не очень приспособленным человеком — в силу особенностей своей военной карьеры, отсутствия связей в регионе.

Назначение же Толоконского продолжает логику назначения Ишаева полпредом в Дальневосточном округе. Можно предположить, что опыт, который федеральный центр получил, назначив сильного и прекрасно знающего регион губернатора на должность полпреда (полпредство, надо заметить, расположено в том же регионе), был оценен положительно и учтен при назначении Толоконского. Толоконский по многим параметрам похож на Ишаева. Это губернатор с очень длительным опытом работы в регионе, с прекрасными деловыми качествами и связями как внутри большого региона, так и в федеральном центре.

Назначением Толоконского, кроме того, решается и задача обновления региональных элит, и придания позициям полпреда президента в округе реального экономического смысла. Это уже не синекура, которая служит для выстраивания силовиков в округе по линейке. Теперь, получается, полпредство решает серьезную задачу. Ее можно рассматривать, как понимание Москвой факта, что нормальное развитие регионов невозможно в условиях сверхцентрализации. А фигура и Ишаева, и теперь Толоконского — это фигура сильного экономического лидера, хозяйственника, которая может придать совсем другой импульс федеральному округу.

«СП»: — Можно ли рассматривать замену полпредов как линию на усиление вертикали?

— Это можно рассматривать, как противоположный процесс — усиление звена федеральных округов. Когда у вас полпредом является генерал, он может, в лучшем случае, хорошо транслировать команды, которые получает из Москвы, и следить за их исполнением. В этом смысле такая схема очень вертикализирована. Если же полпредом является сильный хозяйственник, хорошо знающий регион — это, скорее, усиление промежуточного звена. Это усиление может произойти за счет делегирования полпредом каких-то реальных экономических функций сверху, из Москвы, либо за счет отбора части функций у губернаторов. Это децентрализация по отношению к Москве, и централизация по отношению к регионам.

«СП»: — А в Москве не опасаются, что губернаторы, которые и без того иногда держат дулю в кармане, организуют в регионе междусобойчик с полпредом во главе (полпред-то свой, местный), и вместо одной дули будут держать теперь две?

— В 2000-м году, когда ввели систему федеральных округов, такого рода опасения были вполне аргументированы. Видимо, поэтому до прошлого года мы не видели ни разу случаев, когда губернатора назначают полпредом, и к тому же полпредом в федеральный округ, где человек губернаторствовал. Назначали генералов, потому что задача ставилась, с одной стороны, взять под контроль силовиков в регионе, с другой — проконтролировать региональных лидеров, которые в тот момент были самостоятельными политиками.