Многие представители Латвии уже не чукчи

Чукчу, как и художника, обидеть может каждый. В СССР анекдоты про чукчей входили, выражаясь сегодняшним гламурным языком, в «топ файв» — наряду с анекдотами про Штирлица, Вовочку, Василия Иваныча и Петьку, а также про советских и американских лидеров. В анекдотах высмеивалось лукавое простодушие чукчей, хотя вряд ли сочинители и рассказчики этих анекдотов хоть раз видели живых чукчей, чтобы судить о них. Но неуважительно отзываться о чукчах на официальном уровне — такое в интернациональном СССР даже вообразить было невозможно.

Не то что в современной Латвии, чьи граждане и в советский период считали себя не «совками» беспортошными, а самыми что ни на есть цивилизованными европейцами. При этом ощущение неразрывной связи с европейской цивилизацией и ее ценностями в нынешней Латвии самым извращенным способом сожительствует с первобытными проявлениями национальной нетерпимости, унижением и дискриминацией людей по национальному признаку, что непрерывно провоцирует скандалы как в самой Латвии, так и в ее отношениях с соседями. Не с Европой, разумеется (Европа смотрит на нацистские марши и демарши в современной Латвии по-европейски снисходительно и толерантно), а с Россией: оскорблениям и притеснениям со стороны латвийских властей и отдельных политиков подвергаются главным образом русскоязычные жители республики. Однако на сей раз на строителей латвийской демократии обиделись и чукчи. По крайней мере, один из них — Оой Милгэр, который потребовал извинений от бывшего министра обороны Латвии, а ныне — одного из лидеров националистического «антимосковского» блока «Единство» Гирта Валдиса Кристовскиса. Милгэра задели слова Кристовскиса о том, что «латыши — не чукчи».

«Вам пишет представитель народа луораветлан или, как принято называть, чукча, — говорится в обращении Оора Милгэра на имя латвийского политика. — «Луораветлан» переводится с нашего языка как «простой человек». У меня самого — бизнес в Испании, где я уже какое-то время живу и работаю, но связей с Родиной не разрывал. Недавно зашел в поисковик (в Интернете. — Прим. авт.) и нашел заявление Гирта Валдиса Кристовскиса «Латыши — не чукчи!». По-Вашему, получается, чукчи — не люди. Это меня очень обидело. Луораветланы — народ воинов. Об этом написано много книг. У меня карабин отца моего отца. Латыши — тоже маленький народ, которому пришлось бороться за свое выживание. Откуда такое высокомерие?

У нас есть знаменитые на весь мир писатели — Юрий Рытхеу, Антонина Кымытваль. Я могу Вам рассказать всю героическую историю моего народа, но Вы и сами можете многое узнать, если хотя бы прочитаете материалы в Интернете. Или, еще лучше, приезжайте к нам на Крайний Север, чтобы все увидеть своими глазами. Помните песню «Увезу тебя я в тундру»? Я могу быть Вашим проводником по нашему суровому краю. Но сначала все-таки, пожалуйста, извинитесь».

Тут, конечно, открытый и чистый, как снежная равнина, в своих порывах г-н Милгэр (говорю это без всякой иронии) не изучил историю и предысторию выступления г-на Кристовскиса, не покопался в Интернете еще немного. Иначе знал бы, что Кристовскис с негодованием отверг домыслы об идентичности латышей и чукчей в запале публичной дискуссии со своим политическим супротивником — главой парламентской фракции «Центр согласия» и кандидатом в премьер-министры страны Янисом Урбановичем. Который как раз и уподобил латышей или латвийцев (Урбанович употребляет местоимение «мы») чукчам. И было это еще в 2009 году. Тогда в интервью порталу Rus.db.lv Урбанович заявил буквально следующее: «Никто о нас (жителях Латвии. — Прим. авт.) думать не будет. Кто мы такие? Для Европы мы — чукчи, чукчи Европы». Сравнение, видимо, подразумевает темный, отсталый, живущий на отшибе народ, до исконных интересов и чаяний которого «белым людям» нет никакого дела.

Кристовскис же в августе этого года, в преддверии назначенных на октябрь парламентских выборов, решил вернуться к теме латышско-чукотских взаимоотношений и опубликовал статью с горделивым заголовком «Мы — не чукчи, господин Урбанович!», где обрушивает на оппонента град убийственных вопросов, в т. ч. и такой: «По-прежнему ли господин Урбанович, как в мае 2009 года, считает латышей «европейскими чукчами»?».

Так что, по большому счету, Оору Милгэру следовало бы требовать извинений не только и не столько от Кристовскиса, сколько от Урбановича. Тогда как к заявлению бывшего министра обороны Латвии с юридической точки зрения вообще не придерешься: его слова — это всего лишь констатация факта. Хотя нетрудно догадаться, что и тот, и другой употребляют слово «чукчи» в не самом позитивном смысле.

Но подобное национальное чванство с крепкой опорой на нацистскую базу — абсолютно типичное для политической и не только для политической жизни в сегодняшней Латвии явление, о чем г-н Милгэр, наверное, тоже не совсем в курсе. Случаются и совсем дикие сцены. Так, в апреле этого года заместитель госсекретаря министерства здравоохранения Юрис Бундулис публично оскорбил английского предпринимателя нигерийского происхождения Келечи Кенеди Окори.

«Я участвовал в собрании Минздрава, чтобы обсудить законопроект и высказать предложения о регулировании продаж электронных сигарет, — рассказал Окори. — На заседании присутствовали более 20 человек, включая моего юриста, а также представители Philip Morris и другие представители индустрии. В ходе дискуссии я пытался подчеркнуть, что электронную сигарету нельзя сравнивать с обычной сигаретой. Факт, что она не содержит табак, что не происходит процесса горения, а также то, что она не провоцирует пассивное курение. Единственный риск — она содержит никотин, уровень концентрации которого, в отличие от обычной сигареты, может колебаться от очень высокого до нуля. В этот момент Бундулис воскликнул: «Ты не в джунглях!». Я не смог поверить в то, что услышал. Все были в шоке. Он сразу извинился, но я не мог принять этих извинений. Он извинился потому, что понял, что его расистские чувства были выражены в присутствии более 20 свидетелей».

По мнению английского бизнесмена, подобное поведение недостойно человека, занимающего такой пост, и ничто не может оправдать этого расистского оскорбления. Но больше и чаще всего от распираемых ощущением национально-расовой полноценности деятелей в Латвии достается «проклятым оккупантам», т. е. русским (или, как их безлично, зато политкорректно именуют «русскоязычным»). Им не выдают паспорта граждан страны, их увольняют с работы за разговоры на родном русском языке, их отказываются обслуживать в магазинах, если они говорят по-русски (а продавщицу потом власти представляют за этот мужественный поступок к награде). Даже главного тренера латвийской сборной по хоккею, известного в прошлом советского хоккеиста Олега Знарка вызывают на ковер и устраивают разнос за то, что Знарок на пресс-конференции перед отлетом на чемпионат мира позволил себе говорить по-русски. И еще много чего устраивают, чтобы сделать русским жизнь в сегодняшней Латвии невыносимой. И, что характерно, сходство взглядов по «русскому вопросу» примиряет (пусть ненадолго) и непримиримых, казалось бы, оппонентов. Солидарны они по этому вопросу. Взять тех же Урбановича и Кристовскиса.

Объединение политических партий «Центр согласия», одним из лидеров которого является Урбанович, пользуется поддержкой преимущественно у русскоязычного населения страны, считаясь выразителем их, русскоязычных жителей, интересов. Однако в начале этого года Урбанович заявил, что о придании русскому языку статуса второго официального в стране не может быть и речи. Нечего, мол, здесь и обсуждать: есть латышский язык — и точка. Притом, что русский язык считают для себя родным около 40% жителей Латвии, а в крупнейших городах страны — Риге и Даугавпилсе — большинство населения.

Такое же отношение к русскому языку и перспективам превращения Латвии в «двухобщинное государство» и у Кристовскиса, лично принимавшего участие в церемонии открытия памятника воякам из Латышского легиона Ваффен СС, и у его соратников из блока «Единство». И приглашать такого деятеля в ознакомительно-познавательную поездку по Крайнему Северу в надежде, что у него после этого откроются глаза, он все поймет и изменит свою точку зрения, — по меньшей мере наивно. Хотя на Колыму почитателей СС вывозить, конечно, следовало бы. И не на экскурсию…

А с заявлением Кристовскиса на тему латышей и чукчей тоже где-то можно согласиться. Многие представители политической элиты Латвии — уж точно не чукчи. Чукчи — не дикари и не нацисты.