Нино Бурджанадзе метит в президенты Грузии

Бывший спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе заявила о готовности баллотироваться на пост президента страны. В Тбилиси почти ежедневно проходят акции протеста беженцев из Абхазии и Южной Осетии и уличных торговцев — зачастую они заканчиваются столкновениями с полицией. Одна группа политиков обсуждает процедуру импичмента главы государства. Другая завершила работу над иском против Михаила Саакашвили — его собираются направить в Международный суд в Гааге. После летнего затишья политическая жизнь в Грузии бурлит.

Свои претензии на пост президента Бурджанадзе озвучила после того, как ей не дали возможности встретиться с беженцами из Южной Осетии в селе Хурвалети. Тогда бывшего спикера и ее свиту закидали камнями. Официальные СМИ уверяли, что это сделали беженцы, «возненавидевшие» Бурджанадзе за ее встречи с российскими руководителями. Сама она уверена: камни бросали члены «зондеркоманды», специализирующейся на расправах с оппозиционерами.

По мнению Бурджанадзе, необходимо мирным путем добиться отставки Михаила Саакашвили и досрочно выбрать президента. Она убеждена, что пребывание у власти вождя «революции роз» постоянно грозит стране войной.

Своих амбиций Нино Анзоровна никогда не скрывала. Тем более сейчас, когда оппозиционные лидеры фактически разделились на две группы. Одна выступает за улучшение избирательной среды и смену власти путем выборов. Ее негласный вдохновитель — глава «Альянса за Грузию» Ираклий Аласания. Вторая группа не верит в такую возможность и требует безоговорочной отставки президента.

Особые надежды Бурджанадзе возлагает на Всегрузинское народное собрание, проведение которого запланировано на осень. Предполагается, что главными действующими лицами в нем станут известные в Грузии ученые, деятели искусства, представители интеллигенции, спортсмены. Все те, кто обладает хоть каким-то авторитетом в обществе.

Ход в общем-то апробированный. Два десятка лет назад, когда у власти в Грузии был Звиад Гамсахурдиа, оппозиционные политики и общественные деятели провели выборы в Национальный конгресс. Который сыграл важнейшую роль в сплочении оппозиции и выработке единой программы действий. И только военный переворот помешал мирно передать власть конгрессу, в работе которого, между прочим, участвовали и абхазы с осетинами. Пусть в качестве наблюдателей. Сегодня об этом почти никто не помнит.

Получится ли сейчас создать альтернативный по сути парламент? Прогнозировать что-либо трудно. Ведь разобщенность в стане оппозиции сохраняется.

Бурджанадзе выступает за Всенародное собрание. «Белые», «Альянс национальных сил», консерваторы и еще несколько организаций планируют приурочить начало процедуры импичмента Саакашвили к 7 ноября — третьей годовщине разгона полицией и армией акции оппозиции в Тбилиси. «Национальный форум» не исключает создания нового оппозиционного объединения, которое будет вести диалог с властью об изменении Избирательного кодекса. Лейбористы просто обещают вывести на улицы своих сторонников, если парламент примет новую редакцию Конституции. При этом народ пребывает в апатии, и нет уверенности, что раздробленная оппозиция сумеет его мобилизовать.

Сколько бы Аласания или лидеры вечно готовящегося к активным действиям «Национального форума» ни ездили по регионам и ни укрепляли свои районные организации, в их способность изменить ситуацию мало кто верит. Как и в силы других.

Самую жесткую и, наверное, точную оценку происходящему дал политолог Рамаз Сакварелидзе. «Оппозиционеры должны бороться с властью. Вместо этого они берут у нее деньги и валяются на пляжах», — говорит он. Можно только добавить: при этом они не забывают обещать президенту и его команде «горячую осень».