Таможенный союз может стать бандитским

Неожиданный поворот получило прошедшее в Астане совещание министров внутренних дел Казахстана, России и Беларуси по взаимодействию в борьбе с преступностью в рамках Таможенного союза. Если отбросить в сторону дифирамбы, спетые мудрости президентов, решивших реанимировать экономическое подобие СССР, со слов глав МВД выходило, что три страны ждет всплеск экономической и наркопреступности.

Серик Баймагамбетов, Рашид Нургалиев и Анатолий Кулешов, выступая во вторник на совещании, словно поставили перед собой задачу провести конкурс на самую эффективную антирекламу геоэкономического новообразования. Хотя, судя по всему, говорили они именно то, что думали. Не забывая, естественно, при этом воспевать новое таможенное отечество — общее для трех стран. Этот противоречивый тон задал совещанию белорусский министр:

— Сегодняшняя встреча свидетельствует об исключительной важности для наших государств формирования единого таможенного пространства, — заявил Кулешов. — Беларусь исходит из того, что любой союз, более того — братских народов, должен быть во благо населения, в том числе — и новое образование, Таможенный союз. Его создание можно без преувеличения назвать знаковым как для наших государств, так и для интеграционных процессов на всем пространстве СНГ. Это приведет к качественно новому этапу взаимодействия наших государств в экономической сфере, — к изумлению журналистов, привыкших к совершенно другим эпитетам в адрес Союза со стороны белорусского руководства, добавил он.

Хочешь денег — напугай налогоплательщика

Но вскоре все встало на свои места: Минск, как выяснилось, считает ТС не только «основой для скорейшего построения единого экономического пространства, устранения барьеров на пути свободного движения товаров и услуг, капитала, передвижения населения» и «хорошей возможностью сохранить позитив, наработанный народами наших государств на протяжении совместного существования в рамках единого государства», но и отличным полигоном для разгула криминала, в особенности — транснационального.

— Сегодня мы должны спрогнозировать возможные варианты изменения криминогенной обстановки в новых экономических условиях, выработать систему упреждения негативных проявлений, согласованные меры по противодействию им, — строго глядя на собравшихся, отчеканил белорус.

Формирование ТС неизбежно сопряжено с наличием широкого спектра возможных противоправных деяний, заявил он и даже перечислил «опасные зоны»: контрабанда, криминальный автобизнес, наркоторговля и нелегальная миграция.

— Ожидается значительное количество правонарушений, связанных с попытками преодоления тарифных и нетарифных барьеров, установленных в странах Союза для товаров, производимых и экспортируемых из стран Юго-Восточной Азии. Еще одним проблемным вопросом видится рост коррупционных преступлений, — стращал коллег Кулешов.

Однако коллеги, как выяснилось, и сами были в состоянии застращать кого угодно:

— При реализации такой широкомасштабной задачи, как построение Таможенного союза, могут возникнуть определенные сложности. Cбой может произойти в любое время и в любом месте, даже там, где вроде бы все должно работать стабильно, причем наиболее вероятной причиной таких негативных явлений может оказаться противоправная деятельность криминальных структур, — заставил вспомнить агента Смита из «Матрицы» глава российского МВД Рашид Нургалиев.

Выяснилось, что для российских органов внутренних дел «не секрет, что лидеры организованных групп и преступных сообществ также заняты изучением происходящих процессов, выработкой тактики своих действий в изменившихся условиях».

— Их беспокоит то, что рвутся отлаженные годами коррумпированные связи, надо искать новых чиновников, которые будут выносить решения в их интересах, искать подходы к работникам правоохранительных органов, чтобы налаживать новые безопасные контрабандные каналы, — несколько нелогично (в свете облегчения перемещения всего и вся через внутренние границы) — предположил россиянин.

И тут же заявил, что в этих условиях правоохранительные органы должны быть «хоть на шаг впереди, вести наступательную работу, чтобы вовремя выстраивать надежный заслон на пути криминала».

Быть на шаг впереди, как выяснилось позднее, значит, в том числе провести полное переоснащение правоохранительных органов. А на это нужны деньги — и немалые — из бюджетов трех стран. Цель правоохранительных «страшилок», таким образом, постепенно начала вырисовываться со всей очевидностью: американские налогоплательщики в свое время с готовностью раскошеливались на борьбу с «красной угрозой», потом — на поимку бен Ладена и истребление «оси зла». А транснациональная преступность вполне может стать отличным пугалом для российских, казахстанских и белорусских обывателей при распиле бюджетных средств на уничтожение этого самого пугала.

ГЛОНАСС для казахстанской скромности

Чтобы не быть голословным в своих намерениях поставить дорогостоящую технику на службу борцам с преступностью, Рашид Нургалиев предложил казахстанскому коллеге организовать на автодорогах из Казахстана в Россию «зеленый коридор» для перевозки грузов автомобилями, оборудованными системой ГЛОНАСС, по его словам, аналогичная система уже действует на дороге Москва — Брест.

— Грузы, перевозимые по такому коридору, находятся под постоянным контролем, их местонахождение отслеживается в режиме реального времени, и мы всегда точно знаем, доставлен груз вовремя в пункт назначения или нет, — разъяснял российский министр журналистам, как можно использовать систему ГЛОНАСС — кроме поисков путинской собачки, разумеется.

— Эта система позволяет надежно защитить груз от разбойных нападений и грабежей, а также обеспечить дополнительную безопасность для водителей. Мы должны учитывать, что в новых условиях нам нужно наращивать усилия по противодействию криминалу, который также пытается найти новые формы совершения противоправных действий, поэтому в своей работе правоохранительные органы должны активно использовать все новейшие технологии, — вновь оседлал технического конька Нургалиев.

От него не отставал белорусский коллега, который, видимо, получил поручение от Минска продемонстрировать максимальную активность Беларуси в рамках Таможенного союза:

— Развитие интеграционных процессов повлечет создание новых преступных схем, в которых будут задействоваться субъекты хозяйствования двух и более стран, использоваться фиктивные документы, проверка которых будет несколько затруднена, в этой связи ни у кого не вызывает сомнения актуальность предложения о взаимодействии в вопросах противодействия преступности на территории наших государств, — сказал Кулешов.

Как одну из «адекватных мер противодействия криминалу, оптимального распределения сил и средств» он предложил обдумать вопрос о максимальном сближении законодательства трех стран. Кроме того — активнее работать вместе «по перекрытию международных каналов транзита из Среднеазиатского региона наркотиков, нелегальной миграции, торговли людьми и криминального автобизнеса».

— А также обеспечить реализацию комплекса мероприятий по противодействию коррупции, по выявлению и пресечению фактов взяточничества и других преступлений, связанных с таможенным перемещением грузов, и сформировать объединенную электронную систему — базу данных об участниках внешнеэкономической деятельности и экспортном грузо- и пассажиропотоке, — указал он, что и Беларусь новые веяния не обошли стороной.

И только хозяин мероприятия — Серик Баймагамбетов — не смог блеснуть предложениями, связанными с техническими побрякушками, и скромно предположил, что его подчиненные с белорусскими и российскими коллегами и по старинке неплохо взаимодействуют.

— Полагаю, что те результаты взаимодействия, которые есть, являются хорошим, прочным фундаментом для того, чтобы усовершенствовать наше взаимодействие и, конечно же, принять более эффективные меры, — робко предположил он на пресс-конференции по окончании совещания.

У кого реформа круче?

Самым же забавным моментом всего совещания стала пресс-конференция с издающей звуки, напоминающие выстрелы, колонкой и попыткой трех министров сопоставить эффективность реформ правоохранительных органов в их странах. Здесь солировал Баймагамбетов, понявший, что переплюнуть гостей инновационными предложениями не удастся:

— Сегодня я ознакомил коллег с основными установками, которые, значит, содержатся в указе президента по реформированию правоохранительных органов Казахстана, — неожиданно для журналистов «отвлекся» от основной темы совещания министр. — Принимаемые меры по реализации данного указа, бесспорно, повысят эффективность борьбы с преступностью, так как, во-первых, правоохранительные органы страны, в частности органы внутренних дел, будут освобождаться от выполнения несвойственных функций. Медицинские вытрезвители будут переданы в систему здравоохранения, центры временной изоляции — в систему образования, диагностика и техосмотр — в конкурентную среду, часть охранных функций МВД, за исключением охраны особо важных стратегических объектов, также будет передаваться в конкурентную среду. Это позволит органам внутренних дел страны сконцентрировать свои усилия на борьбе с преступностью и охране общественного порядка, — отчеканил он, перекрывая хрипы и стоны в колонке.

— Также в Министерстве внутренних дел будет создан Комитет миграционной полиции, у нас сейчас в территориальных органах есть такие подразделения, но многие функции контроля будут переданы в МВД. Сейчас очень много государственных органов, которые занимаются контролем в сфере миграционной политики, их восемь, концентрация их в одном органе позволит нам решать многие вопросы усиления миграционного контроля, — продолжил Баймагамбетов. — В Казахстан только за семь месяцев текущего года прибыло свыше 700 тысяч иностранцев, ими ежегодно совершается около 2,5 тысячи преступлений. И за семь месяцев текущего года мы за нарушения миграционного законодательства выдворили более 12 тысяч иностранцев, более 100 тысяч иностранцев привлечены к административной ответственности за нарушения миграционного законодательства, — в этот момент колонка заработала нормально, видимо, устрашившись депортации…

Такой успех в дистанционном воздействии на технику голосом гостей оставить равнодушными, естественно, не мог.

— А в нашей стране уже действительно практически восемь месяцев идет реформа органов внутренних дел, и многие вопросы, которые сегодня были подняты казахстанским министром, пересекаются с теми направлениями, по которым идем мы: это и несвойственные функции, и вопросы, направленные на защиту прав и свобод граждан, многие подходы направлены на открытость, доступность, принципиальность и уважение к человеку любой национальности, который проживает в России, — заявил Нургалиев. — Поэтому мне интересно было услышать эту информацию, я считаю, что это актуально для нас и в целом для стран СНГ. Единственное, что мы будем строить новую архитектуру безопасности в рамках Таможенного союза. И она позволит ставить заслон на пути у тех преступников, которые позволят посягнуть на наши рынки, поставить товары, которые на сегодня являются контрафактными, посягнуть на то, чтобы провести на нашу территорию оружие, террористов, экстремистов — это большой комплекс работы, — сбился он вроде с реформаторской темы.

Но ее уже подхватил Кулешов:

— Мы аналогичную реформу проводили в прошлом году, отдельные положения мы уже смогли реализовать через реформу, и некоторые новшества, которые реализованы в МВД Беларуси, сегодня, думаю, будут реализованы и в МВД Казахстана, и в МВД России, — сказал белорус. — В основе реформы должна лежать направленность во благо человека, во имя человека, поскольку мы, в первую очередь, служим народам наших государств и тем людям, которые посещают наши государства. По нашему поведению, по нашему отношению к человеку — к простому, рядовому гражданину — вы будете нам давать оценку. И реформа направлена именно на это, и на повышение качества работы министерств. Это не является чем-то аморфным, застывшим, и я не исключаю, что, время же не стоит, оно постоянно в движении, может быть, мы эти реформы, уже проведенные, еще будем корректировать с учетом складывающегося положения дел.

На этой оптимистической ноте пресс-конференция закончилась, колонка всхлипнула в последний раз, и от этого трубного звука, надо полагать, вздрогнул весь постсоветский транснациональный криминал…