РФ готова вернуться в Афганистан, но в другом качестве

С одобрения Америки Москва отправляется обратно в Афганистан. На прошлой неделе президент России Дмитрий Медведев принял на черноморском курорте Сочи афганского президента Хамида Карзая и президентов Пакистана и Таджикистана. Вторая за год встреча группы была незаметным событием, однако подтекст этой встречи был многозначительным. Растущие опасения России о том, что исламская воинственность и дешевые наркотики из Афганистана являются угрозой её национальной безопасности, заставили Москву повторно сосредоточить внимание на регионе, как раз, когда США и союзники НАТО маневрируют, чтобы выйти оттуда.

Спустя двадцать лет после того, как Советская Армия покинула Афганистан после оскорбительного поражения, Россия готова потратить миллиарды в разрушенной войной стране, чтобы развить инфраструктуру, природные и энергетические ресурсы с новыми планами, нацеленными на повышение военного потенциала. На этот раз у России есть благословение Америки.

Взаимные интересы пересекаются на поле битвы прошедшей «холодной войны». Прошло почти девять лет, и повстанческая деятельность под руководством «Талибана» стоила США больше жизней и денег, чем когда-либо. Поскольку крайний срок начала вывода американских войск был объявлен на июль 2011 года, администрация Обамы находится в поисках региональных партнеров, которые вступили бы на арену и разделили бы большую часть бремени. Россия годами держалась от Афганистана на безопасном расстоянии после свержения «Талибана». Но к действию её побудили две проблемы: смертельные теракты в пределах ее границ, вдохновленные в немалой степени идеологиями, распространяющимися от зоны боевых действий по обе стороны афганско-пакистанской границы, и резкий рост смертности и преступлений, связанных с наркотиками – более 130 тысяч в год от одного только героина, большинство которого прибывает из Афганистана.

За прошедший год контактные группы из США и России активизировали процесс обмена разведывательной информацией в борьбе с потоком наркотиков из Афганистана, который является источником примерно 90% героина во всем мире. 9 июня в колонке комментатора в московской газете «Известия» посол США в Афганистане по специальным поручениям Ричард Холбрук в подробностях рассказал о вкладе России, назвав его главным шагом вперед в двусторонних отношениях. Однако при том, что активы российской разведки в бывших республиках Советского Союза могут оказать небольшую помощь в борьбе с наркоторговлей, бесчисленное множество других транзитных маршрутов через Иран и Пакистан затруднят усилия по ограничению линии поставок.

Поскольку российскую границу пересекает все больше наркотиков, российские чиновники уверены в том, что зло нужно искоренить в корне. Руководитель департамента по борьбе с наркотиками Виктор Иванов в прошлом жаловался на нежелание Америки развязывать войну с наркотиками, в результате которой фермеры могут вступить в ряды «Талибана». И он прав: в рамках нынешней стратегии по борьбе с повстанцами война с наркотиками стала меньшим приоритетом. «Несомненно, борьба с терроризмом должна быть приоритетной, но что же делать по поводу ликвидации производства наркотиков?» — сказал Иванов в мае, вслух недоумевая о том, почему Афганистан остается крупнейшим в мире производителем опиума и гашиша, несмотря на продолжающееся присутствие НАТО. Во время своей последней встречи со своим афганским коллегой в среду президент Медведев подчеркнул связь между наркоторговлей и экстремизмом, утверждая, что урожай опиумного мака должен быть уничтожен любыми необходимыми средствами, включая военные нападения.

До сих пор поддержка России операциям НАТО была в основном ограничена разрешением на наземную поставку невоенного груза через её территорию и воздушную перевозку оружия через воздушное пространство России. Конечно же, частные российские компании участвовали в транспортной логистике. Однако Москва теперь может активно дополнять работу НАТО в Афганистане. По просьбе НАТО Россия теперь проводит переговоры о продаже двадцати вертолетов Ми-17 афганской армии – это интересное развитие событий, учитывая, что самолет среднего размера был разработан для борьбы с моджахедами в 1980 гг. Министр обороны Сергей Лавров (прим. «Zpress.kg» – на самом деле Сергей Лавров является министром иностранных дел России) также подтвердил, что Россия поможет обучать афганские воздушные силы и полицию, а также начнет свободную перевозку оружия.

Крупные инвестиции также могут помочь Афганистану поддержать и укрепить режим Карзая и заработать деньги. Российские компании на сегодняшний день пытаются заключить сделки для модернизации десятков объектов советской эпохи, среди которых план на 500 млн. долларов США по реконструкции ГЭС и такие же амбициозные планы по строительству колодцев и ирригационных систем в афганских селах. Государственный нефтяной и газовый гигант «Роснефть» разрабатывает потенциально прибыльные месторождения газа на севере страны, тогда как другие компании «охотятся» за такими природными ископаемыми, как железо и алюминий. Учитывая то, что в военной экономике можно заработать много денег, российские чиновники и крупные предприниматели не скрывают того, что они собираются помочь себе получить прибыль.

Почти десятилетняя оккупация Афганистана Москвой с 1980 по 1989 гг., возможно оставила русских с преимуществами. Многие афганцы, получившие образование в Советском Союзе, которые бежали из страны во время правления «Талибана», с тех пор вернулись на родину, добавляя степень компетентности неоперившемуся правительству – возможно, они с большей симпатией относятся к Москве, чем к Вашингтону. И, по словам директора Центра политических исследований в Афганистане Харун Мира, экс-коммунисты, в большей степени представленные в высших эшелонах национальной полиции и армии, остаются основой военных учреждений. «Они хорошо осведомлены и хорошо обучены, и нам необходимо полагаться на них до тех пор, пока им на смену не придет новое командование и войска», — говорит он.

Столкнувшись с большими проблемами и менее надежными соседями, США и НАТО, похоже, готовы принять растущее влияние России. «На данный момент мы не можем позволить себе быть более избирательными, с точки зрения того, от кого принимать помощь», — говорит один западный дипломат из Кабула. Действительно, активность в Афганистане является знаком — Россия вернулась.