Проблема преемственности власти в Северной Корее

По мере того, как здоровье северокорейского лидера Ким Чен Ира продолжает ухудшаться, возникают предположения, что режим возглавит его малоизвестный младший сын Ким Чен Ын.

Северная Корея через свои государственные СМИ опубликовала первую фотографию Чен Ына 30 сентября, сразу после того, как прошел съезд Трудовой партии Кореи (ТПК), первый за 44 года. Перед самым пленумом 27-летний Ким Чен Ын был произведен в четырехзвездочные генералы. Этот шаг был расценен как прелюдия к его окончательному лидерству в северокорейском режиме.

«Я полагаю, что это, возможно, последнее реалити-шоу, разворачивающееся в Северной Корее, и мы просто пристально наблюдаем за этим процессом», — заявил спикер Госдепартамента США Филипп Дж. Кроули во время брифинга с прессой.

Уже начали разворачиваться внутренние дискуссии вокруг того, что КНДР может стать первой страной с коммунистическим режимом с передачей власти от отца к сыну на протяжении трех поколений.

«Начало съезда ТПК было отложено в результате «внутренних противоречий в правящей верхушке, включая недовольство некоторых военных лидеров резким взлетом Ким Чен Ына», — этот комментарий Шин Хак Ена, законодателя Демократической партии, приводит южнокорейская газета «Чосон ильбо» со ссылкой на национальную службу разведки Южной Кореи.

«В Северной Корее «определенно» возникнут внутренние проблемы, если Ким Чен Ын будет назначен», — такое мнение высказывает Маркус Ноланд, заместитель директора Института международной экономики Петерсона на записи, сделанной институтом 28 сентября.

«Ким Чен Ир начал медленное восхождение к власти в 70-80-х гг. В это время он начал расширять влияние своей личности в государственной системе и, в конце концов, взял власть в свои руки в 1994 году, после смерти своего отца Ким Ир Сена. Однако его младший сын Ким Чен Ын не прошел через подобный процесс, и он имеет небольшое влияние в Северной Корее, — считает Ноланд. — Пхеньянский режим обладает уникальной структурой. Ким Чен Ир возглавляет Центральный комитет ТПК. После того, как относительно недавно образованная Комиссия по национальной обороне укрепила свою власть в стране, Чен Ир был также назначен Верховным главнокомандующим. В Северной Корее власть сосредоточена в трех центрах — династии Кимов, Трудовой партии и военной верхушке. Между ними существуют коалиции и соперничество», — объясняет Ноланд.

Комиссия национальной обороны, которая осуществляет контроль над военными, постепенно приобрела главенствующую роль в стране. По словам Ноланда, предположительно, она будет руководить процессом перехода власти.

Преемник Ким Чен Ира

Разговоры об уходе Ким Чен Ира в отставку начались осенью 2008 г., когда он не появился на очередных праздничных мероприятиях. «По всей видимости, официальный процесс для определения преемника начался весной 2009 г.», — говорится в публикации The Washington Quarterly в январе 2010 г.

«Механизмы внутренней пропаганды для прославления краткой биографии Ким Чен Ына, третьего сына Ким Чен Ира, также были запущены. Все чаще стали появляться признаки того, что 27-летний Ким Чен Ын официально назначен преемником Ким Чен Ира», — говорится в статье.

Там также говорится, что в 2009 г. здоровье Ким Чен Ира улучшилось, и «пропаганда по поддержке Ким Чен Ына в качестве приемника, таинственным образом была внезапно прекращена, что привело к возникновению дополнительных вопросов по поводу того, кто сменит Ким Чен Ира на посту лидера Северной Кореи, и как будет осуществляться процесс передачи власти».

Если Ким Чен Ын унаследует контроль над режимом, ему придется предстать «перед множеством проблем, с которыми не сталкивался Ким Чен Ир после смерти своего отца и унаследования власти.

Следующий северокорейский лидер должен будет решать вопрос ослабевающего внутреннего единства и влияния северокорейских институций, сравнительно быстрого проникновения внешней информации в Северную Корею и растущую зависимость в экономической поддержке извне, говорится в публикации. Эти и другие факторы порождают беспрецедентные трудности для процесса передачи власти третьему поколению лидеров династии Кимов.

Помимо этого, Северная Корея сталкивается с возрастающим международным давлением в связи с ее ядерной программой и инцидентом с гибелью в марте южнокорейского корвета «Чхонан»

Культ личности

Вся Северная Корея пестрит памятниками и портретами Ким Ир Сена. «Семейство Кимов олицетворяет правящий коммунистический режим и его историю — образ, внедренный в общественное сознание при помощи государственных СМИ. «В результате подобной идеологической обработки, Северная Корея, по всей вероятности, является родиной наиболее одиозного культа личности в мире, — говорится в отчете за март 2006 г. Института стратегических исследований.

Легитимность Ким Чен Ира напрямую исходит из его статуса сына Ким Ир Сена, лучшего ученика своего отца и знатока родственных идеологий «сонгун» и «чучхе».

Коммунистический режим Пхеньяна «наиболее точно соответствует тоталитаризму, имея абсолютного диктатора, массовую партию, идеологию государственного террора, репрессивный силовой аппарат с централизованной экономикой и практически полный контроль над средствами массовой информации», — говорится в отчете.

«Система все больше усиливает свою репрессивность», — сообщается в отчете Freedom House 2010 г. под названием «Наиболее репрессивные страны мира. — В условиях ухудшающейся экономики страны, обычные граждане занялись частной торговлей, которая, по приблизительным данным, составляет 60% экономики. В попытке взять под контроль этот рынок, 30 ноября 2009 г. режим Пхеньяна «объявил о крупной ревальвации валюты и ограничил количество старых банкнот, которое жители могут обменивать, фактически уничтожив наличные сбережения многих граждан»

В Северной Корее также существует черный рынок, внедренный в ее экономику и функционирующий через 39-е бюро Центрального комитета. В числе его деятельности — наркотрафик, отмывание денег, фальшивомонетничество и контрабанда сигарет, указывается в отчете Института стратегических исследований за март 2010 г.

«В результате, Северная Корея представляет собой не просто страну-изгоя, но и то, что, по сути, является криминальным суверенитетом, занимаясь своей незаконной деятельностью под прикрытием невмешательства и используя государственные рычаги для внедрения этих схем за рубеж. Авторы утверждают, что подобная структура имеет важную связь в вопросах преемственности», — говорит в предисловии Дуглас Ловлейс, директор Института стратегического исследований.

«Если Ким Чен Ын возглавит режим, то ему также придется управлять его криминальным рынком, поскольку сохранение лояльности этой ключевой сферы означает контроль над значительными финансовыми активами, которым обладает 39-е бюро, — указывается в отчете.
39-му бюро предшествовало создание «придворной» экономики в 1972 г., сохранение этой системы имеет ключевое значение для экономической стабильности страны.

Придворная экономика составляет примерно 30-40% от общей экономики Северной Кореи и также известна под различными другими называниями — экономика верховного лидера, третья экономика, экономика элиты, кадровая экономика, экономика ТПК. Сердцем этой придворной экономики в настоящее время фактически является 39-е бюро».