Россия — НАТО: что ждать от саммита в Лиссабоне

20 ноября на саммите в Лиссабоне 28 лидеров стран — членов Североатлантического альянса одобрят новую «Стратегическую концепцию» — свой домострой на предстоящие десять лет.

В документе возобладают формулировки, придуманные экспертами во главе с бывшим госсекретарем США Мадлен Олбрайт. Дмитрия Медведева, решившего приехать в португальскую столицу для участия в заседании Совета Россия — НАТО, станут убеждать, будто всё супер. Надеюсь, не убедят.

Что будет? НАТО де-факто, если не де-юре, провозгласит себя глобальным полицейским — освятит деятельность блока за пределами сферы его изначальной ответственности. Тактическое ядерное оружие альянса в Европе — а это примерно 240 американских бомб, складированных в Германии, Бельгии, Италии, Нидерландах и Турции, — там так и останется.

Можно ли рассчитывать, что в Лиссабоне прислушаются к просьбе России не размещать на территории стран, вступивших в НАТО после развала СССР, «существенные боевые силы»? Нет.

Как будет охарактеризована Россия в «Стратегической концепции»? Скорее всего, и не «друг», и не «враг». Слово же «партнер», употребляемое ныне где ни попадя, дискредитировалось, по-моему, еще во времена Лени Голубкова. Из того же набора и прилагательное «приоритетный».

Бросать ли в воздух чепчики по поводу того, что на саммите Россия — НАТО будет подписано соглашение об обратном транзите грузов из Афганистана через РФ? Радоваться ли тому, что американцы, возможно, закупят наши вертолеты? Или из-за того, что стороны согласуют перечень общих «рисков и угроз», среди которых окажутся привычные международный терроризм, пиратство и Афганистан?

Ну да, наверное, можно.

Но никаких компромиссов относительно размещения в Европе американской системы ПРО, увы, скорее всего, достигнуто не будет. Потешная риторика об угрозе какой-нибудь Эстонии со стороны Ирана не стихнет. Бурное развитие инфраструктуры НАТО вдоль западных границ России продолжится.

Наши переговорщики, ненавидящие сюрпризы, могут не опасаться: неожиданностей в Лиссабоне не предвидится.

НАС ДЕРЖАТ ЗА ДЕТСАДОВЦЕВ?

Два года назад иностранные политологи безустанно мучились, кто — президент Медведев или премьер-министр Путин — определяет внешнюю политику России. Сейчас гадают меньше. Бывалые полагают, что наш дуумвират нарочно и точно избрал известную тактику, где президенту отводится роль доброго, а премьер-министру — строгого. Если так, то здорово: можно рассчитывать на максимально эффективное продвижение интересов России за рубежом.

Я понимаю президента, когда он говорит: «В России есть ощущение, что НАТО — это некая агрессивная составляющая. Возможно, во многом это заблуждение». Мне тоже очень хочется верить, что это заблуждение, хотя и нелегко.

И с другим тезисом Медведева согласен: России пора «перестать надувать щеки».

Но вот читаю сентябрьский номер американского журнала «Форин афферc». Там некто Джеффри Мэнкофф в статье под заголовком «Меняя курс в Москве» призывает Вашингтон обратить внимание на инициативу Медведева по созданию новой европейской системы безопасности просто по той причине, что «США ничего не потеряют, обсуждая российское предложение (не пренебрегая при этом собственными оборонными возможностями НАТО, особенно в Восточной Европе)». Дескать, пусть они там фантазируют. В то же время план Буша — Рамсфелда по ПРО в Европе после «отказа» от него Обамы приобрел только больший масштаб.

Порой мне кажется, что нас держат — нет, не за уголовников! — за малышей из фильма «Джентльмены удачи». Помните, когда они отказываются есть кашу, опытный заведующий детсадом товарищ Трошкин (Леонов) объявляет: «Сегодня завтрак в детском саду у нас отменяется! Мы совершим полет на космической ракете на Марс. Командором назначается Игорек… Прошу вас, возьмите в руки космические ложки. Подкрепитесь основательно. Ракета до обеда на Землю не вернется». И детки кушают.

На мой взгляд, чем раньше в НАТО будет осознание, что они имеют дело не с «Игорьками», тем лучше.

СОЮЗ ПРОЗОРЛИВЫХ

Впрочем, у дальновидных лидеров стран — членов Североатлантического альянса это осознание уже есть.

По сути, НАТО состоит из трех неформальных группировок.

Первую образуют США, Канада и преданные идеям североатлантизма Великобритания, Дания, Нидерланды. Именно их позицию, как правило, озвучивает нынешний генсек НАТО датчанин Андерс Фог Расмуссен, а до него — голландец Яап де Хооп Схеффер. В преддверии ноябрьского саммита Расмуссен, в частности, подтвердил, что в отношении югоосетинского конфликта между НАТО и Россией сохраняются «фундаментальные принципиальные различия».

Вторая состоит из Германии, Франции и стран Средиземноморья. С разной степенью открытости они в принципе уже готовы обсуждать новую «европейскую архитектуру безопасности», предлагаемую Медведевым.

В третью входят «младонатовцы», как называет их постоянный представитель Москвы при НАТО Дмитрий Рогозин. Это цепочка из восточноевропейских государств и прибалтийских республик. Дай им волю, и Россию сразу же окрестили бы «угрозой».

Хотя клей, сцепляющий группировки, еще крепок (история, сила инерции, страх перемен), они разъезжаются, и будущее альянса — в тумане. Выживет ли? Тот факт, что саммиты НАТО, ранее проводившиеся раз в два года, с 2008-го — ежегодное шоу, косвенно свидетельствует: конструкция в прежнем виде изжила себя, ее приходится поддерживать искусственно, велеречивой тусовкой.

А если вспомнить еще и о стоящей особняком Турции, не желающей дружить против Ирана…

Возможно, недалек тот день, когда особые отношения Москвы с группировкой, ведомой Германией, станут одним из основополагающих факторов мировой политики и это приведет к радикальным изменениям в НАТО, если не к коллапсу блока вообще. Пока же нам следует набраться терпения и твердо отстаивать свою позицию по всем принципиальным для России вопросам, не давая петуха.