Евросоюз ставит Лукашенко свои условия

В последнее время западные политики демонстрируют повышенный интерес к Белоруссии. В Минске побывали президент Литвы Далия Грибаускайте (официальный визит), глава канцелярии федерального канцлера Германии Рональд Пофалла (участник международного Минского форума), министры иностранных дел Польши и Германии Радослав Сикорский и Гидо Вестервелле (передали Александру Лукашенко «европейское послание»). На днях там ждут комиссара Евросоюза по расширению Штефана Фюле, который предметно обсудит с президентом Белоруссии перспективы отношений с Брюсселем.

И хотя главной темой всех переговоров являются демократические преобразования и либеральные реформы, в которых нуждается страна, Запад недвусмысленно намекает Лукашенко, что ему не придется особенно напрягаться в этом отношении. Достаточно соблюсти хотя бы формальные приличия в рамках президентской избирательной кампании – и изгой, «последний диктатор Европы» тут же превратится в желанного и равноправного партнера.

В подтверждение этого преподносятся маленькие «подарки»: вчера Европейская комиссия приняла решение о выделении 10 млн евро на развитие эффективности энергетического сектора Белоруссии. Также обещано, что Лукашенко может рассчитывать на сумму в 3 млрд. евро в течение трех лет и на участие Белоруссии в программе ЕС «Северное измерение». Правда, эта материальная поддержка гарантирована только в том случае, если выборы пройдут «честно».

Об этом много говорили Вестервелле и Сикорский, предупредившие Лукашенко, что они будут «измерять честность не по словам, а по делам». Президент Белоруссии «клятвенно пообещал нам, что выборы будут честными, а права меньшинств будут соблюдаться. И мы будем ловить его на слове, – заявил глава МИД Польши в интервью немецкой Der Tagesspiegel. – Однако у нас есть обоснованные сомнения в свободном характере предстоящих выборов, а также в свободном доступе оппозиции к средствам массовой информации».

Ловить Лукашенко на слове – дело, конечно, занятное, но абсолютно безнадежное. Вскоре после встречи с Сикорским и Вестервелле белорусский президент дал интервью польским журналистам, которое продолжалось более трех с половиной часов. Он, в частности, заявил, что в Белоруссии «президентские выборы всегда были совершенно демократическими» и ничего особенного он министрам не обещал. «Я перед ними не стелился, я не говорил: «Господа, я обещаю, клянусь, только будьте открытыми и честными и признайте наши выборы». Нет, я только полушутливо сказал, что я их заверяю», – сказал Лукашенко.

Говоря о своих политических соперниках, он заявил: «Я прекрасно знаю, чем сейчас занимаются так называемые оппозиционные кандидаты, откуда к ним поступают деньги, какую они занимают позицию. Один из них, его называют пророссийским – но это просто жулик, простите, не буду называть его фамилии – заявил: «Когда я стану президентом, то нефтеперерабатывающие заводы и систему трубопроводов я передам России». Это меня возмутило. Я думаю, он сам на себе поставил крест. Это только один пример. Я могу привести массу таких примеров, касающихся других кандидатов».

По словам Лукашенко, он не представляет себе, что может проиграть выборы, хотя он и «уже устал от власти». Лукашенко объяснил, что 15 лет – это много, но «в России можно быть так долго у власти, у нас тоже». «В России невозможно, поэтому Владимир Путин уже не президент», – возразил польский журналист. «Как? – наигранно изумился Лукашенко. – А кто он?». При этом белорусский лидер объяснил, что «неофициально мы можем что угодно устроить», но «все постсоветское пространство так живет» – «сколько хочу – столько и буду».

Лукашенко» признался, что ему «советовали создать свою партию, как в России». Но «если чиновники создают свою партию, как «Наш дом – Россия» или «Единая Россия» – результат плачевный». Партийная система должна «выкристаллизоваться», заключил он и пообещал, что в Белоруссии когда-нибудь «будут две-три сильные оппозиционные партии».

России Лукашенко уделил много внимания. Белорусский президент изменил бы сам себе, если бы не вылил очередной ушат помоев в адрес российского руководства. Он рассказал, как трудно было ему работать с «рычащим» Ельциным, как Березовский раскрыл ему глаза на скандал вокруг журналиста Шеремета (это, оказывается, была российская провокация, направленная против него, Лукашенко). Он пожаловался на то, что именно Москва целенаправленно «похерила» Союзный договор, а теперь правительство России саботирует все договоренности между двумя странами.

На вопрос о том, как он представляет себе дальнейшее сотрудничество с Дмитрием Медведевым, Лукашенко разразился гневной тирадой, смысл которой состоял в том, что никакое сотрудничество невозможно, потому что «ни один президент, никогда в истории не поступал так, как президент России», «он показал, каким политиком он является», «он лгал обо мне», «это оскорбление для Белоруссии».

Интервью Лукашенко польским СМИ сегодня активно обсуждается на Западе, как образец той откровенно хамской политики, которую ведет Лукашенко, и с которой, вероятно, придется мириться Евросоюзу. Перемирие с Россией, о вероятности которого при условии «осознания белорусским руководством недопустимости шагов по дискредитации белорусско-российских отношений» говорил глава администрации Кремля Сергей Нарышкин, уже невозможно.

Наблюдая за тем, как легко «разводятся» Россия и Белоруссия, некоторые европейские политики, видимо, полагают, что загнанный в угол Лукашенко пойдет не только на экономические, но и на политические уступки, и «Восточное партнерство» станет началом широкой демократизации страны. Но Минску не раз предлагалось сотрудничество на разных уровнях, и он, получив очередные преференции, просто закрывал вопрос о политической либерализации. И до тех пор, пока у руля стоит Лукашенко, в Белоруссии ничего не изменится.

«Батьку» нельзя ни перевоспитать, ни перехитрить. Он ведет свою игру, которая закончится, как только ЦИК объявит о его победе на президентских выборах. Причем, на этот раз победа будет выглядеть почти приличной – по заказу самого Лукашенко за него проголосуют две трети избирателей. Не исключено при этом, что иностранные наблюдатели (как западные, так и российские) объявят выборы «честными», хотя там нет даже минимальных условий для политической конкуренции и нет партий как таковых. Но российские представители признают «честность» по той причине, что с конкуренцией партий и в нашей стране большие проблемы, а европейцы будут готовы «поступиться принципами демократии» только потому, что упустить такой политический момент было бы глупо.

Как считает белорусский политолог Валерий Карбалевич, сегодня Лукашенко с успехом «демонстрирует образ защитника белорусского суверенитета от российского империализма». И если Европа заинтересована в дистанцировании Белоруссии от России, то она закроет глаза на нарушения прав человека и ограничения свобод. Сами же белорусы, судя по соцопросам, хотят перемен, но еще не могут понять, каких именно. По данным Независимого института социально-экономических и политических исследований, 43 % опрошенных выступают за кардинальное изменение нынешнего политического курса, 38 % – за его продолжение. Многие из них уверены, что именно Лукашенко и никто другой сможет обеспечить стране «планомерную, без спешки и ломки» демократизацию режима.