Атака на евро

Кризис еврозоны, который совсем не является действием «невидимой руки рынка», — это результат стратегии, тщательно разработанной Кристиной Ромер и Советом экономических советников Белого дома. Речь идёт о спасении американской экономики, принуждая европейский капитал спасаться бегством в США, чтобы в конечном счёте поставить экономики «еврозоны» под контроль США посредством МВФ и Европейского Союза. Жан-Клод Пэй анализирует первый этап происходящего процесса.

Кризис «еврозоны» является результатом политического выбора руководства ЕС, которое отдало в залог общую валюту, вместо того, чтобы реструктурировать государственный долг Греции. Такая реструктуризация могла бы защитить евро, но это потребовало бы привлечь банки, которые потеряли бы часть долговых обязательств в этой операции. У французских финансовых организаций на балансе было около 50 миллиардов греческих долгов, в то время как у германских банков — 28 миллиардов.

Однако защита нескольких десятков миллиардов евро, имевшихся у финансовых организаций, не оправдывает такого риска. Основной целью оказания давления на общую валюту является то, что за кризис платят работающие люди, и тем самым происходит гигантский перенос доходов домашних хозяйств в пользу предприятий, главным образом, в пользу финансовых организаций.

Американское наступление

Размер переноса таков, что управлять им могут только европейские институты, хотя он и направляется рынками и их вооружённым крылом — американской администрацией. Кризис «еврозоны» был запущен посредством направленной атаки американских рейтинговых агентств Standard & Poor’s, Moody’s и Fitch против госдолга Греции, Испании и Португалии. Понижение рейтинга этих трёх стран американскими агентствами, особенно рейтинга Греции, который был понижен до уровня спекулятивных вложений, является результатом согласованных действий. Понижение рейтинга последовало после ряда неоднократных и весьма приближенных решений. Эти атаки были поддержаны государственным аппаратом США, в том числе посредством панических заявлений экономического советника президента Обамы, бывшего президента американской Федеральной резервной системы, Пола Волкера, который заявил о будущем распаде «еврозоны». Атака против евро выглядит поводом, тем более, что «с 2004 года было известно, что греческие власти жульничали» и это происходило без какой-либо реакции со стороны рейтинговых агентств.

Целью этого наступления на евро является, прежде всего, возвращение обратно в Соединённые Штаты иностранных капиталов, необходимых для покрытия возрастающего дефицита финансового баланса США. Это предупредительный сигнал таким странам как Китай, который начал уравновешивать свои валютные резервы, покупая евро в ущерб доллару. Для Соединённых Штатов это совершенно неотложный вопрос. До 2009 года финансирование их дефицита и защита доллара обеспечивались положительным сальдо денежных потоков. Но уже в течение того года хотя движение капиталов и оставалось положительным, им уже не удавалось компенсировать дефицит. Сальдо стало негативным на сумму 398 миллиардов долларов. На чисто экономическом уровне наступление на евро — явление того же порядка, что и борьба с уклонением от уплаты налогов, которую начал президент Обама в 2009 году. Речь идёт о том, чтобы вернуть капиталы в США.

Операция по демонтажу ЕС

Этот тактический ход сопровождается стратегической операцией — демонтажем Европейского Союза в пользу экономического союза, охватывающего два континента. Проект создания большого трансатлантического рынка является наиболее видимым проявлением этого. Именно в свете этой второй цели можно понять позицию Германии, которая как в случае борьбы с уклонением от уплаты налогов, так и в случае с атакой против евро оказала поддержку американскому наступлению. Эта двойная тактика логично сочетается с исключительной вовлечённостью этого европейского государства в создание трансатлантического экономического союза.

Европейский Союз был создан вокруг Германии и сформирован согласно её интересам. Наиболее важная экономика в момент создания общего рынка, Германия смогла в полной мере использовать свои сравнительные экономические преимущества, не имея политических ограничений, экономического управления и без перевода больших средств в зоны, находящиеся в неблагоприятных условиях. Вплоть до этого года «еврозона» поглощала три четверти германского экспорта. Германия через заявления своих политиков и банкиров, а также неоднократной демонстрацией своей нерешительности содействовала наступлению на евро. Для неё выгоды от этого являются немедленными. Снижение стоимости общей валюты позволяет увеличить германский экспорт за пределы «еврозоны». Более того, Германия может дёшево финансировать свой собственный дефицит. Кризис и бегство в качество, которое он породил, позволяют размещать германские облигации под уменьшенную процентную ставку.

Если Германия в конечном счёте производит впечатление, что она пилит сук, на котором она сидит, то это потому, что она решила поменять его и хочет интегрироваться в более крупную систему: большой трансатлантический рынок. «Европейское строительство» находится на перепутье. До сих пор оно содействовало постоянному развитию Германии. Этот процесс больше не может продолжаться по тем же правилам. ЕС не может выйти из кризиса без создания общего экономического управления, которое бы руководило общей экономической политикой и гармонизацией развития, для чего следует обеспечить соответствующие финансовые переводы странам и регионам, находящимся в неблагоприятных условиях. Такое политическое руководство полностью противоположно простому Пакту стабильности, продвигаемому Германией. Бюджетная политика ускоренного сокращения дефицита, которую заставили вновь принять во имя этого пакта, будет проводиться в ущерб покупательной способности населения и не может быть реализована без экономического спада. «Еврозона» больше не может быть исключительным рынком сбыта для германского экспорта. Германия сделала свой выбор: в пользу большого трансатлантического и мирового рынка.

Под надзором МВФ

Вместо того, чтобы реструктурировать долг стран-банкротов, Европа организовала два антикризисных фонда. Еврогруппа, в которую входят министры финансов стран «еврозоны», разработала новый механизм в виде 750 миллиардов евро в виде ссуд и гарантийных обязательств, чтобы оказать помощь странам «еврозоны», которым трудно занимать деньги на финансовых рынках. Этот механизм предусматривает 60 миллиардов европейских займов, гарантированных бюджетом Европейского Союза, 440 миллиардов евро гарантийных обязательств, внесённых странами-членами «еврозоны», а также 250 миллиардов евро займа МВФ, всего 750 миллиардов. Этот антикризисный механизм рассчитан на три года.

Несмотря на то, что было возможно взять на себя обязательства в финансовом плане, равняющиеся всему антикризисному фонду, Еврогруппа решила связать себя с МВФ, в котором США имеют большинство голосов при голосовании. Этот механизм добровольной зависимости воспроизводит, усиливая её, уже созданную схему спасения Греции. Эта программа составляет 110 миллиардов евро, из которых 30 предоставлены МВФ.

Что означает желание Европейского Совета подключить к процедуре спасения стран «еврозоны» МВФ? Если посмотреть на рецепты, использовавшиеся этой международной организацией в странах, которым она предоставляла займы, то методика её работы остаётся неизменной: сокращение заработной платы прямо и косвенно, приватизация коммунальных услуг и упразднение социальной политики. Политика МВФ всегда приводила к значительному обнищанию населения.

В случае депрессии или даже экономической стагнации «политика консолидации общественных расходов» обречена на провал. 750 миллиардов евро, предназначенных для спасения, послужат для расплаты с банками в ущерб покупательной способности налогоплательщика, и эти платежи финансовым организациям настолько же усилят экономический спад. Таким образом, переход под надзор МВФ и создание фонда для спасения банков являются двумя взаимодополняющими аспектами одной и той же политики. Речь идёт о начале большого перераспределения доходов в пользу финансовых организаций.

Каково будущее Европейского Союза?

Такая операция снижения доходов населения требует ослабления любого процесса принятия решений на уровне национальных государств, так как в этой структуре граждане сохраняют некоторые средства самозащиты, и это в пользу рыночных механизмов, полностью недосягаемых для любого политического давления. Вопрос в том, какую роль будут играть европейские институты в этом процессе приведения в зависимость от финансовых рынков?

Первый ответ находится в соглашении, согласно которому бюджеты государств «еврозоны» будут поставлены под надзор органа, в который входят Еврокомиссия, Европейский Центральный Бакн и Еврогруппа.

Страны, которые не смогут снизить свою задолженность до менее 60% ВВП, будут штрафоваться Брюсселем. Текст соглашения также предполагает возможность санкций, даже если сегодняшнее ограничение в 3% ВВП, установленное Пактом стабильности, всё ещё не нарушено. Идея заключается в том, чтобы запустить процесс в отношении чрезмерного дефицита у тех стран, долг которых снижается недостаточным образом. Затем не исключено изменение соглашений, чтобы временно приостановить право голоса во время министерских заседаний.

Принцип сбалансированного бюджета, включённый по примеру Германии в Конституцию ЕС, который также поддерживается Францией, призван стать общепринятым. Это ликвидирует любую возможность — и так уже весьма слабую — бюджетной инициативы. Государства-члены «еврозоны» будут являться по отношению к Европейскому Союзу тем же, чем являются федеральные штаты США по отношению к их федеральному государству. Однако не следует ошибаться, речь здесь не идёт об укреплении европейского строительства, а наоборот, о ликвидации всякой возможности политической инициативы, чтобы поддержать влияние рынков.

Европейское строительство было навязано Соединёнными Штатами, которые сделали его условием предоставления помощи по плану Маршалла. Оно осуществлялось вокруг Германии, непосредственные интересы которой были взаимодополняющими для интересов США. Атака против евро и операция по демонтажу Европейского Союза являются также результатом наступления, начатого США, эстафету которого приняла как ведущая экономика старого континента, так и институты ЕС. Еврокомиссия и Европейский Совет подтверждают таким образом своё участие в распаде Союза и его интеграции в новую трансатлантическую политическую и экономическую структуру под руководством США — эту роль они уже играют на переговорах по заключению соглашений о передаче персональных данных европейских граждан Соединённым Штатам и сделок, целью которых является создание большого рынка, объединяющего два континента. Перевод европейского экономического управления под надзор МВФ представляет собой новый этап в процессе ликвидации всякой способности стран-членов ЕС проявлять инициативу и промежуточную фазу их интеграции в трансатлантический блок. Евро будет сохранено в качестве валюты-пустышки. Упразднение общей валюты не устраивает ни Германию, возвращение которой к марке, расцениваемой как валюта-убежище, будет самоубийственным для её экономики, ни для Соединённых Штатов, которые никак не заинтересованы в распространении господства их валюты и использовании преимуществ, которые с этим связаны.