США дали понять Японии, что не готовы воевать за Курилы

Представитель Госдепа США дал понять, что Америка не распространяет действие договора о взаимной обороне с Японией на «спорные территории». Эта оговорка свидетельствует о том, что в США довольно нервно отреагировали на «битье посуды», устроенное японскими властями после поездки Дмитрия Медведева на Кунашир (!). Одно дело – консервировать (или даже создавать искусственно) очаги геополитической нестабильности на чужих границах, в Центральной Азии или Закавказье, и совсем другое – наблюдать, как опасные игры начинает Япония, место которой в геополитической стратегии США на Тихоокеанском направлении невозможно переоценить.

Каждый слышит то, что хочет слышать

После серии конфликтных жестов, предпринятых официальным Токио на фоне поездки Дмитрия Медведева на Курильские острова, японская сторона начинает понемногу успокаиваться. Седьмого ноября в Москву вернулся посол Японии, отозванный домой для консультаций, смягчается тон заявлений правительственных чиновников. Надо сказать, что японское правительство затеяло дипломатический скандал не в самый лучший для себя момент. Господин Кан, занявший пост премьер-министра в июне, стал пятым главой японского правительства за три года и через месяц Демократическая партия Японии (ДПЯ) проиграла выборы в верхнюю палату парламента. Его кабинет успел поссориться со своим стратегическим партнером США из-за авиабазы на Окинаве, правда в зачет ему идет то, что ссора не переросла в охлаждение. В это же время Токио обострил территориальные разногласия с Китаем по поводу контролируемых Японией группы островов в Восточно-Китайском море.

Кроме этого, китайско-японские отношения испортились из-за спора, вызванного задержанием капитана китайского рыболовецкого судна после столкновения с кораблями японской береговой охраны в районе островов Сенкаку в Восточно-Китайском море, произошедшего в прошлом месяце. И, хотя, капитана освободили, трения по поводу островов, известных в Китае как Дяоюйтай, побудили Пекин в последний момент отказаться от запланированной встречи между г-ном Каном и премьер-министром Китая Вэй Цзябао, которая должна была состояться в Ханое в прошлую пятницу, причем руководители министерств иностранных дел обеих стран обменялись достаточно резкими заявлениями.

Интересна двусмысленностью и позиция США по вопросу спорных территорий. Японские СМИ приводят слова пресс-секретаря Государственного департамента США Ф. Кроули: «Мы обеспокоены спором между Россией и Японией по поводу Курильских островов. Мы поддерживаем позицию Японии в отношении северных территорий». Однако, как передало китайское агентство Синьхуа, «официальный представитель Госдепартамента США Филип Кроули накануне заявил, что статья о взаимной обороне японо-американского договора о безопасности не распространяется на Южнокурильские острова, принадлежность которых оспаривают РФ и Япония. Пятая статья договора о безопасности между Японией и США предполагает военные действия по защите территорий под юрисдикцией Японии в случае, если вмешательство третьих сторон представляет опасность для Японии и США. «Поскольку эти острова в настоящее время не находятся в подчинении властей Японии, пятая статья этого договора не распространяется на них», – объяснил Кроули.»

Эта оговорка свидетельствует о том, что в США довольно нервно отреагировали на «битье посуды», устроенное японскими властями после поездки Дмитрия Медведева на Кунашир (!). Одно дело – консервировать (или даже создавать искусственно) очаги геополитической нестабильности на чужих границах, в Центральной Азии или Закавказье, и совсем другое – наблюдать, как опасные игры начинает Япония, место которой в геополитической стратегии США на Тихоокеанском направлении невозможно переоценить.

Вправе ли Япония считать себя жертвой несправедливости?

«Границы – это бритвенные лезвия, на которых зависают насущные вопросы войны и мира и жизни целых народов. Границы остаются самой щекотливой темой для государств и в их отношениях друг с другом». Эти слова лорда Керзона, сказанные в начале XX века, сегодня вспоминаются вспоминаются при взгляде на российско-японские отношения. История открытия Курильских островов русскими морякам, их присоединения к Японии и последующего возвращения России служит лучшей иллюстрацией этого тезиса.

Русские мореплаватели капитан Шпанберг и лейтенант Вальтон открыли Курилькие острова в 1739 году. Туда был направлен ряд исследовательских экспедиций, составлены чертежи островов и их описание. Также было выяснено, что эти острова не принадлежат никому, русские фактически первыми установили над ними права владения. Причем в знак признания их жителями подданства России был установлен сбор ясака, т. е. налога в пользу казны. В 1786 году указом императрицы Екатерины II все 18 Курильских островов были провозглашены российскими владениями, население приняло православие и Россия уведомила Японию, что считает Курильские острова, как и Сахалин, своей территорией. В ответ Япония высадила свой отряд, который полностью уничтожил все знаки принадлежности островов России и поставил свои. Фактически, Япония силой отторгла Южно-Курильские острова, а их коренных жителей подвергала жестокой эксплуатации и насильной «японизации». С этих пор эта территория в результате войн и подписанных в разное время соглашений переходила из рук в руки не один раз.

Первая попытка урегулировать проблему была предпринята в 1855 г., в рамках Симодского трактата, по которому острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи отходили к Японии. Остальные 18 островов оставались во владении Российской империи, а остров Сахалин становился территорией совместного владения и проживания, что приводило к постоянным стычкам. Спустя 20 лет, в 1875 г., был подписан новый, Петербургский, договор, по которому все Курильские острова переходили к Японии, зато России достался весь Сахалин.

После поражения России в войне 1905 г. в США, при посредничестве Франции, был подписан Портсмутский договор, по которому вся часть Сахалина южнее 50 градуса северной широты переходила Японии. У России за спиной были поражение при Цусиме и революционная ситуация в стране, поэтому подписание мирного договора было для неё жизненной необходимостью, у Японии же была делавшая её позиции более убедительными поддержка США и Великобритании. Но Россия, несмотря на давление Японии и её союзников, пыталась найти для себя компромисс. Переговоры несколько раз были под угрозой срыва, однако продолжение войны не устраивало никого, включая Японию, и договор был подписан. В конечном итоге правительство Японии приняло решение пойти на мир без контрибуции с оставлением за собой южной части Сахалина. Японии также пришлось гарантировать свободу мореплавания в проливе Лаперуза и дать обязательство не укреплять Южный Сахалин. Обе стороны остались недовольны.

Граф Витте, представлявший на переговорах Российскую империю, записал тогда в своём дневнике, что более унизительного договора он не видел. Японской общественностью подписание Портсмутского Договора тоже было воспринято как унижение и даже вызвало в Токио беспорядки.

Согласно договору Россия признавала Корею сферой японского влияния, уступала Японии арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним, часть ЮМЖД от Порт-Артура до Куаньчэнцзы и соглашалась в статье 12 на заключение конвенции по рыбной ловле вдоль русских берегов Японского, Охотского и Берингова морей. Согласно статье 9 этого договора Россия уступала Японии юг Сахалина. Договор закреплял только коммерческое использование маньчжурских дорог обеими сторонами.

И только страны-посредники, имевшие каждая свои интересы, этот договор полностью устраивал. США затормозили продвижение России на Дальнем Востоке, и одновременно сохранили её как противовес Японии. Франция надеялась в связи с германской угрозой привлечь Россию к урегулированию Марокканского кризиса. Великобритания рассматривала её в качестве возможного союзника против Германии. Германия после заключения Бьеркского договора 1905 года также надеялась использовать Россию в своих целях.

После прихода к власти большевиков и установления в 1925 году советско-японских дипломатических отношений, советское правительство признало Портсмутский мирный договор с оговоркой, что «СССР не несёт за него политической ответственности». Это положение сохранялось вплоть до начала Второй мировой войны. После создания антифашистской коалиции между СССР, Великобританией и США, расклад сил на мировой арене стал меняться, и Япония, воевавшая на стороне Германии, неизбежно теряла свое господство в Тихоокеанском регионе.

В Каирской декларации 1943 года указывалось, что цель союзных держав (США, Великобритании и Китая) заключается в том, чтобы лишить Японию всех островов на Тихом океане, которые она захватила или оккупировала с начала Первой мировой войны. В этом же заявлении также говорилось, что Япония должна быть лишена территорий, захваченных ею насилием в ходе агрессии. В 1945 г. на Ялтинской конференции СССР, США и Великобритания достигли устной договорённости о вступлении Советского Союза в войну с Японией, при условии возвращения ему, после окончания войны, Южного Сахалина и Курильских островов. В августе 1945 года, СССР вступил в боевые действия с Японией, в ходе которых занял все Курильские острова и Сахалин. Президиум Верховного Совета СССР издал указ о вхождении Южного Сахалина и Курил в состав СССР.

Кстати, интересный факт: именно с Итурупа японская авианосная группа под управлением адмирала Нагумо двинулась на Пирл-Харбор. После разгрома Японии во Второй мировой войне и её капитуляции 2 сентября 1945 года Портсмутский мирный договор утратил силу и в 1951 г. был подписан Сан-Францисский договор, согласно которому Япония отказалась от всех прав на Южный Сахалин и Курильские острова. Поскольку проект договора был подготовлен без участия СССР и в нарушение принципов Потсдамской декларации, советская делегация под руководством Громыко внесла свой проект с поправками к договору. Представители США и Великобритании отказались даже обсуждать это предложение, и поэтому СССР, а вместе с ним Польша и Чехословакия, поставить свои подписи под договором отказались. Однако фактом является то, что в статье 2 этого договора Япония отказывается от всех прав и правооснований на остров Сахалин и Курильские острова. Таким образом, Япония сама отказалась от территориальных притязаний к нашей стране, подкрепив это своей подписью.

В 1956 г. СССР и Япония приняли Совместную декларацию, которая прекращала состояние войны и восстанавливала дипломатические отношения между двумя странами. При этом СССР предложил передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан, только при условии предварительного заключения мирного договора между странами, но японская сторона потребовала четыре острова, и подписание договора было сорвано. Кроме того, Япония в 1960 г. продлила договор безопасности с США, который является юридической базой для пребывания американских войск на японской территории. На это СССР заявил, что поскольку данное соглашение направлено против СССР и КНР, советское правительство отказывается рассматривать вопрос о передаче островов Японии, так как это приведёт к расширению территории, используемой американскими войсками.Япония хотела заставить Россию отдать Итуруп и Кунашир – в результате не получила ничегоПосле распада СССР, в 1993 г. во время визита Б. Ельцина в Японию была подтверждена готовность России следовать советскому предложению 1956 года и передать Японии остров Шикотан и группу Хабомаи в случае подписания мирного договора. Однако Японии этого показалось мало, ей хотелось получить самые лакомые «куски» – острова Итуруп и Кунашир. В Токио сочли, что Россия – слаба, находится в кризисе, и со временем отдаст гораздо больше, в обмен, например, на экономическую помощь.

С тех прошло почти два десятилетия, и Россия уже не та, что во времена Ельцина. Международный престиж РФ вырос, страна экономически окрепла. Руководство России осознает важность сохранения Южных Курил в составе России. Кроме огромных морских рыбных промыслов, на островах и в прибрежной зоне разведаны промышленные запасы руд цветных металлов, ртути, природного газа, нефти. На острове Итуруп, в районе вулкана Кудрявый, находится единственное известное в мире минеральное месторождение рения. Также Курильские острова имеют стратегическое значение с точки зрения поддержания обороноспособности, сохранения гарантий суверенитета, независимости и безопасности страны.

Сегодня Россия готовится лишить Токио последней козырной карты в споре за острова, обозначив стремление повысить уровень жизни на Южных Курилах и создать там современную инфраструктуру. Со своей стороны, японский бизнес куда больше заинтересован сегодня в развитии связей с Россией, чем в начале 1990-х годов. В конце октября Россия и Япония запустили совместный проект по нефте- и газодобыче в Иркутской области и в ближайшее время должна начаться промышленная добыча углеводородов. Для японцев, которые только начинают освоение месторождений Сибири, это первый серьезный успех, растущий товарооборот больше нужен Японии и деловые круги вряд ли будут рады обострению отношений между странами. Крупный японский бизнес на прошедшей на прошлой неделе пресс-конференции «Японской ассоциации корпоративных руководителей» уже призвал правительство отстаивать позицию Японии таким образом, чтоб не навредить экономическим отношениям с Россией.

В этой ситуации вести себя по отношению к России так, как это только что позволил себя официальный Токио, мягко говоря, неразумно. Как считают многие аналитики, после ноябрьских демаршей Японии будет гораздо труднее вести переговоры с Россией по вопросу Южных Курил.