Обвинение не стало требовать продления ареста для Ходорковского

Прокуратура впервые не стала требовать продления срока ареста для экс-главы «ЮКОСа» Михаила Ходорковского и бывшего руководителя «Менатепа» Платона Лебедева. Как пишет «Независимая газета» 17 ноября у них заканчивается срок содержания под стражей. По закону фигурантам дела должны изменить режим, переместив их из СИЗО в колонию. Однако, как полагают эксперты, в этом не заинтересованы ни обвинение, ни защита.

Обратиться в суд с ходатайством о продлении ареста фигурантам дела «ЮКОСа» обвинение уже не может — придется возвращать процесс в период прений и последнего слова подсудимого. Как отмечает издание, реализовать изменение режима можно и не в Чите, где прежде сидел Ходорковский, а в московском Зеленограде, где есть аналогичное учреждение. Кроме того, по словам главы пресс-центра Ходорковского и Лебедева Максима Дбара, режим содержания может быть изменен прямо на месте — в условиях «Матросской Тишины».

Эксперты полагают, что произошедшее — не халатность прокуратуры. По их мнению, прокуратура не продлевает ареста, рассчитывая на обвинительный приговор.

На прошлой неделе в Хамовническом суде столицы завершились прения по делу «ЮКОСа». В минувший вторник Ходорковский выступил с последним словом, в котором заявил, что не боится пробыть в тюрьме до смерти. «Мне, как и любому, не хочется жить в тюрьме, но и не хочется умереть», — сказал Ходорковский, добавив, что его «вера стоит жизни».

«Судя по смыслу выступления прокуроров: «дайте им 14 лет» и «наплюйте на прежние судебные решения», за эти годы меня опасаться стали больше, а закон уважать — еще меньше», — сказал Ходорковский. В своем последнем слове он не стал говорить о юридической стороне дела. «Все, кто хотел что-то понять, – давно все поняли. Признания вины от меня никто всерьез не ждет. Вряд ли сегодня кто-нибудь поверит мне, если я скажу, что похитил всю нефть, добытую моей компанией», — сказал экс-глава «ЮКОСа».

Он выразил надежду, что Россия «все-таки станет страной свободы и закона, где закон будет выше чиновника». На заседании в суде присутствовал экс-премьер Михаил Касьянов, который был первым свидетелем защиты по делу Ходорковского и Лебедева. «За семь лет в тюрьме Ходорковский сохранил удивительное мужество. Я по-прежнему утверждаю, что он невиновен. Тем не менее, надежда, что судья примет правосудное решение, минимальна. Давить надо на главу вертикали. Ходорковский и Лебедев семь лет безвинно сидят в тюрьме и, судя по всему, к сожалению, будут сидеть еще несколько лет», — заявил Касьянов после заседания.

Процесс по делу о хищениях нефти и акций открылся весной 2009 года и продолжается уже более полутора лет. На процессе в качестве свидетелей защиты выступили экс-премьер Михаил Касьянов, бывший глава Центробанка Виктор Геращенко, руководитель Сбербанка и бывший министр экономики Герман Греф, а также глава Минпромторга Виктор Христенко. Все они назвали действия подсудимых обычной экономической практикой и заявили, что не слышали о таких масштабных хищениях, хотя должны были бы узнать о них в силу своего служебного положения. Подсудимые и их защита также заявляли в ходе процесса о физической невозможности хищения нефти, в указанных в обвинении объемах.