Лукашенко зря надеется на Китай

КНР не станет выступать в роли спонсора Беларуси лишь на основании мифической «идейной близости». Направлять в Беларусь свой капитал китайская сторона будет лишь в той мере, в какой это соответствует ее интересам.

Хотя белорусская сторона твердит о стратегическом партнерстве, Пекин выстраивает отношения с Минском лишь в той мере, в какой это соответствует политическим и экономическим интересам Китая.
Развитие отношений с КНР вошло в число ключевых приоритетов внешней политики Беларуси практически сразу же, как только она вышла на международную арену в качестве независимого государства. Достаточно быстро — 20 января 1992 года -Беларусь и Китай установили дипломатические отношения.

В 1992 и 1993 годах состоялись визиты в Китай руководителей правительства и парламента Республики Беларусь. Высокая интенсивность диалога в политической сфере сохранилась и после избрания на пост президента в 1994 году Александра Лукашенко.

Он посетил КНР в 1995, 1997, 2001, 2005 годах. Китайские руководители также посещали Беларусь, хотя не столь активно: в 1995 году в Беларуси побывал глава правительства КНР Ли Пэн, в 2000 году — заместитель председателя КНР Ху Цзиньтао, в 2001 году — председатель КНР Цзян Цземинь.

За годы, прошедшие после установления дипломатических отношений, в белорусско-китайских отношениях не возникло ни одного конфликта.

Белорусские официальные лица последовательно придерживаются установки на сохранение территориальной целостности Китая и невмешательство в его внутренние дела. В свою очередь, руководители КНР полностью и безоговорочно признают белорусские внутриполитические реалии.

Белорусские и китайские дипломаты успешно взаимодействуют в рамках международных организаций, прежде всего ООН, акцентируя внимание на обоюдной приверженности принципу многополярного мира.

Отсутствие проблем в общении с китайскими партнерами повышало самооценку белорусского руководства и порождало у него иллюзию большой значимости для Китая. В 1997 году Александр Лукашенко даже заявил о возможности возникновения оси «Пекин — Москва — Минск». Сдержанная реакция официального Пекина на это заявление вынудила белорусское руководство слегка умерить пафос, но заявления о стратегическом характере белорусско-китайского партнерства неоднократно звучали из его уст и в последующие годы.

Не стал исключением в этом отношении и нынешний год. В марте состоялся визит в Беларусь заместителя председателя КНР Си Цзиньпина. В Минске в очередной раз прозвучали слова о совместном движении по пути укрепления стратегического партнерства. В мае Беларусь посетил главный аудитор контрольно-ревизионного управления Китая Сунь Баохоу, а в КНР побывал министр обороны Беларуси Юрий Жадобин.

Диалог на высшем государственном уровне был продолжен во время недавнего посещения Китая белорусским президентом. Вне всякого сомнения, этот визит стал частью пиар-компании Александра Лукашенко, призванной засвидетельствовать успехи внешней политики и продемонстрировать несгибаемую волю белорусского руководства в условиях осложнения отношений с Россией и сохранения трудностей в отношениях с ЕС и США.

Встречи с китайскими руководителями, в том числе председателем КНР Ху Цзиньтао, в преддверии новых президентских выборов в Беларуси интерпретируются как политическая поддержка со стороны одного из важнейших игроков на современной мировой сцене.

Нужно отметить, что Китай выступает в качестве не только политического союзника Беларуси, но и важнейшего внешнеторгового партнера. Если в 1995 году объем двусторонней торговли составлял 52 млн. долларов, то в 2008 году он превысил 2 млрд. долларов. Доля КНР в общем объеме внешней торговли Беларуси возросла с 0,3% в 1995 году до 2,8% в 2008 году.

В 1990-х годах Беларусь имела в торговле с Китаем положительное сальдо, однако во второй половине текущего десятилетия торговый баланс изменился в пользу КНР. В 2008 году отрицательное сальдо в торговле Беларуси с Китаем превысило 790 млн. долларов.

Основой белорусского экспорта в Китай были и остаются калийные удобрения. Помимо них, например, в 2008 году в Китай поставлялись карьерные самосвалы и запчасти к ним, капролактам, электронные интегральные схемы и микросборки, продукция металлургии, химическая продукция, станки и приборы.

Кризисные явления в мировой экономике привели к спаду в белорусско-китайской торговле. В прошлом году объем белорусского экспорта в Китай составил 173,9 млн. долларов (всего лишь 27,9% от уровня 2008 года), объем импорта из Китая в Беларусь — 1 121,8 млн. (79,3% от уровня 2008 года). Падение объема белорусского экспорта в КНР было связано с сокращением закупок калийных удобрений.

В текущем году объем торговли вновь стал увеличиваться. Согласно белорусской статистике, с января по август Беларусь поставила в КНР товаров на 355,5 млн. долларов (355,5% к уровню аналогичного периода 2009 года). В то же время объем импорта из Китая в Беларусь достиг 934,6 млн. долларов (136,2%).

В первую очередь рост товарооборота вызван с возобновлением поставок белорусских калийных удобрений. В декабре прошлого года Китай согласился закупить 1 200 тыс. т калийных удобрений по 350 долларов за тонну. Отметим, что это ниже цены на удобрения, поставляемые в Индию (460 долларов за тонну) и Бразилию (425-435 долларов за тонну).

В октябре нынешнего года белорусская продукция была продемонстрирована на Всемирной выставке «Экспо-2010» в Шанхае.

Расширению двусторонних контактов способствует договоренность об организации расчетов между белорусскими и китайскими производителями продукции в национальных валютах на основе своповых сделок. Впервые эту схему испытали в прошлом году и признали успешной. В нынешнем году практика организации двусторонней торговли на основе своповых сделок сохранена.

В последние годы Беларусь и Китай усиливают внимание к реализации совместных инвестиционных проектов.

В 2003-2009 годах Китай направил в белорусскую экономику около 232 млн. долларов. В 2007 году был запущен совместный проект модернизации Минской ТЭЦ-2. В мае прошлого года Китай предоставил Беларуси кредит в размере 260 млн. евро для модернизации Минской ТЭЦ-5. Китайская корпорация CITIC Group осуществляет модернизацию белорусских цементных заводов, выделив на эти цели более 500 млн. долларов. Деловые круги Китая проявляют интерес к сотрудничеству в области атомной энергетики.

В феврале текущего года премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский заявил, что Китай готов направить в белорусскую экономику 10 млрд. долларов. В марте китайская сторона выразила готовность предоставить белорусскому правительству льготный кредит в 1 млрд. долларов для реализации совместных проектов и 7,5 млн. долларов в виде безвозмездной помощи. В апреле в белорусских СМИ появилась информация о готовности Китая предоставить Беларуси кредиты в объеме 15 млрд. долларов.

11 октября текущего года в Пекине в присутствии белорусского президента были открыты сборочное производство и сервисный центр совместного предприятия «ООО «АВИК-БелАЗ Карьерные машины». Учредителями СП выступили ОАО «БелАЗ» и китайская корпорация «КАТИК Сэплай», входящая в состав Китайской корпорации авиационной промышленности. Совместное предприятие было зарегистрировано в сентябре 2009 года. В январе нынешнего года оно приступило к реализации на китайском рынке карьерной техники в качестве эксклюзивного дилера ОАО «БелАЗ» и к октябрю выиграло шесть тендеров на общую сумму поставок в 35,9 млн. долларов.

В октябре нынешнего года Беларусь и Китай подписали три кредитных соглашения, восемь коммерческих контрактов и два рамочных соглашения по реализации двусторонних проектов в сфере энергетики, строительства, промышленности, дорожно-транспортной инфраструктуры. Эксимбанк КНР согласился профинансировать проекты по созданию интеллектуальной транспортной системы Минска, электрификации участков железной дороги в Гомельской и Могилевской областях, финансированию поставок грузовых электровозов.

Достигнута договоренность о создании в Беларуси Китайско-белорусского индустриального парка. С помощью китайских инвестиций будут построены завод по производству сульфатной беленой целлюлозы на базе ОАО «Светлогорский ЦКК» мощностью 400 тыс. т в год, завод индустриального домостроения мощностью 200 тыс. кв. м и завод кальцинированной соды, два энергоблока — на Березовской и Лукомльской ГРЭС, гостиничный комплекс «Пекин» с объектами обслуживания в Минске.

Кроме того, китайцы согласились профинансировать проект реконструкции действующего аэровокзального комплекса национального аэропорта «Минск». Общая сумма проектов, о реализации которых договорились стороны, должна составить около 3,5 млрд. долларов.

Таким образом, внешне дело выглядит так, что хорошие отношения между официальным Минском и Пекином подкрепляются успехами в развитии сотрудничества в области экономики. Однако складывается впечатление, что больше выгоды извлекает китайская сторона.

Китай получает политическую поддержку со стороны Беларуси по волнующим его проблемам (прежде всего проблеме территориальной целостности), но не принимает на себя каких-либо конкретных встречных обязательств. Он действительно не вмешивается во внутриполитические дела белорусского государства, но попытки белорусского руководства подключить КНР к реализации масштабных геополитических проектов не увенчались успехом.

Вопрос о возможности заключения военного союза с участием Беларуси и Китая даже не рассматривается ввиду полной бесперспективности. Более того, белорусская дипломатия не смогла заручиться ощутимой поддержкой со стороны официального Пекина в вопросе об обретении членства в Шанхайской организации сотрудничества, созданной в начале 2000-х годов. В 2009 году Республика Беларусь получила только статус «партнера по диалогу» ШОС.

Позицию невмешательства выбрал Китай и в условиях роста напряженности в белорусско-российских отношениях. В конце сентября нынешнего года в Китае весьма тепло приняли российского президента Дмитрия Медведева, и именно там он резонансно пошутил, что не ждет от белорусских президентских выборов ничего хорошего.

Неоднозначными выглядят и результаты сотрудничества Беларуси и Китая в экономической сфере. Значительный объем товарооборота обеспечивается прежде всего за счет увеличения импорта из Китая в Беларусь. Белорусский экспорт в Китай сохраняет преимущественно сырьевой характер, поскольку связан с поставками калийных удобрений.

Финансовые средства, предоставляемые китайской стороной, зачастую увязываются с обязательствами белорусской стороны приобретать именно китайское оборудование, комплектующие и т.п. При этом качество китайского оборудования не всегда соответствует высоким стандартам.

В частности, в июле текущего года глава белорусского правительства выразил недовольство качеством оборудования для цементных заводов, поступившим из Китая. Ситуацию удалось исправить, но сам факт возникновения проблемы показывает, что одних бизнес-договоренностей в отношениях с Китаем недостаточно и контакты с этой страной необходимо выстраивать по принципу «доверяй, но проверяй».

Что касается надежд на китайский многомиллиардный «золотой дождь», который-де прольется на Беларусь, то они также выглядят не слишком обоснованными. У Китая слишком много собственных проблем, часть из которых порождена последствиями мирового финансового и экономического кризиса, а также трудностями роста китайской экономики и трансформации китайского общества.

Можно сделать вывод, что КНР не станет выступать в роли спонсора Беларуси лишь на основании мифической «идейной близости». Направлять в Беларусь свой капитал китайская сторона будет лишь в той мере, в какой это соответствует ее интересам.