Атомная кооперация: о сотрудничестве Украины и России

Тема сотрудничества Украины и России в энергетической сфере сводится, как правило, к разговорам об энергоресурсах и маршрутах их транспортировки. «Газовые войны», контроль «трубы», Северный и Южный потоки, а также прочие привычные термины уже успели набить оскомину обывателю за последние годы.

Газ, несомненно, одна из важных тем во взаимоотношениях, но отнюдь не единственная и рискну предположить, что не самая важная. Рынок электроэнергии является одним из наиболее важных и перспективных рынков. Во многих странах уже прошел процесс становления рыночных отношений в электроэнергетике, хотя либерализация рынка не окончена и продолжится в будущем. Неизбежность реформ подтверждают события во всех регионах мира по сбоям консервативной модели рынка электроэнергии. К примеру, только в результате «Великого Блэкаута-2003» в США и Канаде денежный ущерб составил около 6 миллиардов долларов. Активная работа ведется и на постсоветском пространстве. На сегодняшний день модель рынка электроэнергии России и Украины имеет ряд отличий. В России уже прошла реформа отрасли, и покупка электроэнергии крупными потребителями у генераций происходит по цене, складывающейся на основании спроса и предложения.

В Украине же до сих пор действует модель единого покупателя, а цена фактически устанавливается тарифами НКРЭ. При этом реформирование украинской электроэнергетики предусмотрено как программой президента Украины до 2014 года, так и рядом проектов нормативных актов. Рано или поздно Украине придется перейти на конкурентную модель, как это уже произошло в России. Если посмотреть на структуру производства электроэнергии в Украине, то атомная генерация занимает ведущее место на ряду с тепловой. Но в обеих моделях АЭС имеют самую дешевую себестоимость производства электроэнергии, а ТЭС — самую дорогую. На практике это вписывается в существующую модель рынка тем, что атомщики дают базовую нагрузку на энергосистему, а тепловики — пиковую. В России атомщики не участвуют в ценообразовании, а просто принимают цену, сложившуюся на рынке, и получают сверхприбыли. В Украине же ГП «Энергорынок» покупает электроэнергию у генераций по разной цене и перепродает по некоей «средней» цене. Происходит перекрестное субсидирование, т.е. атомщики дотируют тепловиков. Вышеприведенная схема показывает структуру производства электроэнергии в Украине. Стоит отметить, что доля АЭС в данной структуре с каждым днем увеличивается.

Разница между тепловой и атомной генерациями, кроме себестоимости, состоит еще и в том, что атомная энергетика Украины на сегодня — на уровне самых современных и передовых в мире. А ТЭС сильно изношены и требуют срочной модернизации, а значит, значительных денежных вложений. Не касаясь тепловой генерации, хотя и о ней можно сказать много интересного, либерализация электроэнергетической отрасли открывает для украинских атомщиков и для страны в целом широкие возможности для развития и сотрудничества на межгосударственном уровне. Достройка третьего и четвертого блоков Хмельницкой АЭС, постройка завода по фабрикации ядерного топлива на Украине, вхождение Украины в акционеры Международного центра по обогащению урана (МЦОУ), транспортировка ядерного топлива для третьих стран через территорию Украины, поставка харьковских «тихоходных турбин» в Россию — вот далеко не полный перечень точек соприкосновения, по которым уже пошли контакты «Росатома» с «Энергоатомом». Тема кооперации в атомной сфере между Украиной и Россией активно обсуждалась еще в бытность у власти оранжевой команды и даже до нее. Но старт реальным действиям был дан только в 2010 году. «Речь идет о полномасштабной кооперации наших ядерных отраслей. Мы предлагаем создать крупный холдинг, который включал бы в себя объединение генерации, объединение атомного машиностроения и топливного цикла», — отмечал 30 апреля 2010 г. премьер-министр России Владимир Путин. Такому заявлению В.Путина предшествовали активные попытки украинских властей завести на украинский рынок американскую компанию Westinghouse, которые с треском провалились. В июле этого года Киев посетила госсекретарь Соединенных Штатов Америки Хиллари Клинтон.

Тогда обсуждались вопросы «диверсификации источников поставки ядерного топлива». Также Клинтон интересовала возможность участия Westinghouse в проекте по строительству ядерного объекта. Пресловутая диверсификация не состоялась, и тогдашний премьер Юлия Тимошенко вынуждена была заявить о грядущем десятилетнем контракте с Россией о сотрудничестве. Хотя само подписание по политическим причинам было отложено до окончания избирательного процесса. Но факт того, что в настоящее время практически все украинские атомные электростанции успешно работают на реакторах российского производства, подтолкнул Украину к интеграции с Россией. В апреле интеграционный процесс был запущен. И уже 19 октября заместитель председателя дирекции «Росатома» по ядерно-энергетическому комплексу Вячеслав Корогодин заявил, что стороны (российская и украинская) уже прошли этап «рабочих групп» и приступили к взаимной оценке активов. По его словам, это свидетельствует «о начале интеграционных процессов» в разных сферах атомной промышленности. 27 октября премьер-министр России Владимир Путин прибыл в Украину для участия в 7-м заседании украинско-российского межправительственного комитета по вопросам экономического сотрудничества. По результатам встречи было подписано «рамочное» соглашение о создании совместного предприятия по производству атомного топлива в Украине для реакторных установок ВВЭР-1000. Согласно документу, контрольный пакет акций в украинско-российском предприятии будет отдан Украине: госкомпании Ядерное топливо достанется 50%+1 акция СП.

Остальные ценные бумаги достанутся российскому ТВЭЛу. По такому же принципу будет осуществляться и финансирование проекта. Названные выше интеграционные процессы происходят на фоне двукратного увеличения этой осенью экспорта украинской электроэнергии по сравнению с прошлым годом. В том числе Украина и РФ с 31 августа 2010 г. торгуют пиковыми мощностями в ночной период. Положительный баланс в пользу Украины достиг 57,1 млн кВт.ч. Но главное в сотрудничестве двух стран — это создание интегрированных структур в сфере атомного машиностроения для выполнения контрактов по строительству и модернизации АЭС как в наших странах, так и на рынках третьих стран. Как заявлял упомянутый выше зампред «Росатома» Вячеслав Корогодин, пакет возможных контрактов «Росатома» на строительство новых АЭС за рубежом включает в себя 35 энергетических блоков в 15 странах. По его словам, по 19 блокам уже подписаны межправительственные соглашения.

Среди клиентов «Росатома» значатся такие страны, как Китай (четыре блока), Индия (четыре блока), Белоруссия (два блока), Армения (один блок), Украина (два блока), Вьетнам (два блока) и Турция (четыре блока). Сейчас проходят тендеры или их вскоре объявят в таких странах, как Египет (три блока), Аргентина (два блока), Казахстан (два блока), Венгрия и Чехия (по два блока), Словакия (один блок), Бангладеш и Иордания (по два блока). И к этим тендерам совместно с «Росатомом» вполне может подключиться и украинская сторона. Кроме того, одним из наиболее перспективных проектов «Росатома» является на сегодняшний день создание улучшенного энергоблока типа ВВЭР (проект носит название ВВЭР-ТОИ). Окончить проект планируют к 2012 году. Срок службы нового энергоблока составит 60 лет, а срок строительства — 40-46 месяцев. При этом «Росатом» рассчитывает добиться сокращения строительных объемов на 20%. Эксплуатационные издержки у такой АЭС будут на уровне 25 копеек (около 7 украинских копеек) за 1 кВт.час.

Украинская сторона уже подписала соглашение о производстве топлива для данных энергоблоков. «Энергоатом» может уже сегодня «застолбить» место в энергетическом будущем, предложив своих специалистов и технологии к реализации этого проекта, или найти свое место в производственно-сырьевой цепочке создания энергоблоков нового типа. Остается надеяться, что здравый смысл и экономический прагматизм, а также объективный анализ перспектив социально-экономического развития Украины, где электроэнергетическая отрасль будет занимать ведущее место наряду с продовольствием, возобладает над кликушеством и паническим страхом быть «поглощенными».