Офер Шелах: бюрократия душит Израиль

Вам хорошо известны привычные аргументы: израильтяне умело действуют, когда речь идет о быстрых, краткосрочных решениях. Но проявляют неумелость, когда необходимо действовать в долгосрочной перспективе. Даже в хай-теке, которым мы так любим гордиться, израильский гений проявляет себя в базовых проектах старт-ап. Главное — это быстро и успешно продать, а затем поделиться своей радостью с приятелями. Ситуация выглядит тем более проблематично, когда речь заходит об инфраструктурных проектах, для реализации которых требуются выдержка, терпение и ежедневный тяжелый труд.

Израильская политическая система нефункциональна. Министры, несущие ответственность за тот или иной проект, сменяют друг друга каждые полгода Тот, кто стоит у истоков проекта, никогда не перережет ленточку на торжественной церемонии открытия. Так зачем же проявлять ненужное усердие? Все равно никто не оценивает деятельность министра по его достижениями или провалами во время пребывания на ответственном посту. И уж тем более не на посту руководителей гражданских и социальных ведомств.

Никто еще не продвинулся по иерархической лестиницы благодаря строительству нового шоссе. Секторальные партии заботятся прежде всего об узких нуждах своего электората. В других партиях — слишком много приближенных лиц, которых следует обеспечить работой. А в государстве с такой концентрацией производства ничего не будет сделано, если правительство не надавит на соответствующее ведомство.

Бюрократия душит любую инициативу. Премьер-министр пожаловался, что невозможно принять решение о праве домовладельцев застеклить собственные балконы. Так откуда же в этой стране возьмется метро? Частная инициатива вырождается либо существует благодаря тому, что чиновников иногда все-таки удается обвести вокруг пальца. Чиновники, в свою очередь, живут за счет того, что умеют говорить «нет». Добавьте сюда юридических советников, суды, средства массовой информации – и вам станет ясно, что в этом государстве нельзя ничего сдвинуть с мертвой точки.

Слишком много интересов, слишком много разногласий: никто не в состоянии усадить за один стол переговоров природоохранные организации, фермеров, ВВС, которые контролируют воздушное пространство, соседа, которому мешает шум – и решить все спорные вопросы. Все хотят воевать со всеми. Никто не готов к компромиссу. Идет постоянный подсчет того, сколько заработает конкурент. Никто не готов уступить ни пяди своей гордыни во имя общественного интереса.

Вся надежда – на армию. Гражданские системы не способны решать поставленные задачи. К армии обращаются, когда нужно очистить территорию от уничтоженной домашней птицы, зараженной гриппом. К армии обращаются для того, чтобы найти наставников для детей в районах бедноты. Но у армии свои интересы. И мощь, от которой она не спешит отказываться. Ну а глава правительства (а уж тем более – нынешний глава правительства) предпочитает не принимать никаких серьезных решений.

Все кричат «гевалт», понимая необходимость срочного возведения пограничного забора вдоль египетской границы, но никто не спешит выделять для этого средства. К дорожным авариям, колоссальным пробкам, из-за которых теряются многочисленные рабочие часы, к усыханию Мертвого моря относятся, как к наказанию свыше. Помните об этом, когда в следующий раз вы отправитесь к избирательным урнам, чтобы проголосовать за очередного отставного генерала, обещающего, что только он может разобраться с ХАМАСом, Хизбаллой и иранской угрозой.