Максим Кпинов: что Бжезинским хорошо, то русскому смерть

Конгресс местных и региональных властей Европы (КМРВЕ), консультативный орган представителей местной власти при Совете Европы подготовил критический доклад в отношении России с бесценными указаниями о том, что именно ей следует делать.

Авторы доклада – муниципальный советник из Дании Кнуд Андерсен и его британский коллега Кристофер Ньюбери, изучив ситуацию в российских регионах, признают, что Россия делает шаги к исполнению принятой в 1985 году Европейской хартии местного самоуправления, однако этих усилий явно недостаточно.

По мнению авторов доклада, чтобы обладать реальной властью, органы управления на местах должны иметь обширные финансовые ресурсы, при этом не платя значительную часть налогов в федеральный бюджет и взимая с населения собственные налоги.

Докладчиков особенно не удовлетворяет качество Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», особенно недавние поправки в ст. 74 «Ответственность главы муниципального образования главы местной администрации перед государством», которые позволили увольнять избранных мэров и глав местного самоуправления. А предлагающиеся в закон поправки, которые позволили бы губернаторам отстранять мэров столиц субъектов Федерации, оказывается, «поставят под угрозу права граждан на участие в местном самоуправлении».

России рекомендуют восстановить прямые выборы глав регионов, что позволило бы «вернуть прежний уровень региональной демократии, которым пользовалась Россия до 2004 года».

Москве также настоятельно рекомендуют облегчить процедуру регистрации политических партий и допустить создание региональных политических партий. «Группы местных и региональных кандидатов должны получить возможность прийти к выборам без необходимости для их партий иметь непрактично большое число членов (на местном уровне)», — указывают докладчики. Упомянута и необходимость обеспечения условий для выдвижения независимых кандидатов на всех уровнях местных выборов.

России также предлагается подумать над сокращением числа перекрещивающихся компетенций, четко разделив сферы ответственности федерального центра, регионов и местных властей. Для этого Москве потребуется четко следовать принципу субсидиарности, который подразумевает, что оказание государственных и социальных услуг гражданам страны должно производиться на максимально приближенном к ним уровне, то есть, на уровне муниципалитетов.

Эти предложения в наших реалиях означают гигантский центробежный шаг в сторону эпохи феодальной раздробленности. Местные власти, дай им волю, таких налогов быстренько понавыдумывают…

Ну почему бы, например, властям Верхнего Устьпендюринска не обложить своим собственным налогом железную дорогу, если Москва это разрешает? Пусть в РЖД платят, если хочется эшелоны гнать по устьпендюринской земле. Да и пассажиры могут раскошелиться. А нефтепроводы и газопроводы своими местными налогами почему нельзя обложить? А федеральные трассы? А там и вообще таможни надо будет ставить на устьпендюринских границах.

До советов создавать собственные Вооруженные силы органами управления на местах пока дело не дошло. Но можно не сомневаться в том, что такие ценные рекомендации непременно появятся. Надо же будет защищать свои доморощенные налоги?! Страшная фраза «Берите суверенитета столько, сколько сможете» однажды в России уже прозвучала. Какой же «парад суверенитетов» после этого начался. Больше всех суверенитета взял Джохар Дудаев…

А вот в Совете Федерации инициативу Совета Европы откровенно не поняли. Как заявила прессе заместитель председателя российского Совфеда Светлана Орлова, российская делегация на заседании собирается «вести дискуссию в отношении содержания документа». Как скромно отметила Орлова, в европейских странах существуют разные процедуры местных выборов, против которых не протестует СЕ. Так, по словам представительницы Совета Федерации, в Швеции нет прямых выборов глав регионов.

Так или иначе, но, выслушивая ценные советы с Запада, надо четко сознавать, что их авторы зачастую могут просто не понимать, что датские или голландские рецепты далеко не всегда годятся для решения российских проблем. А многие советчики прекрасно понимают пагубность своих «советов». Если, например, заклятый «друг» России Збигнев Бжезинский будет одобрять какую-либо реформу – надо поразмыслить, а нужна ли нам эта реформа?