Как мы строим «Пиратскую партию». Пост первый

Российский закон заранее решает за вас, как будет организована и как будет работать ваша политическая партия.

Мы строим «Пиратскую партию России». Нам предстоит пройти большой путь. В сентябре наш организационный съезд принял программу действий на год, ключевой пункт которой – регистрация «Пиратской партии» как политической партии.

Теперь, когда дело дошло до официального уровня, неожиданно выясняется, что законодательством уже определена практически вся внутренняя структура и устройство партии. Закон «О политических партиях» не только ограничивает само создание партий (45 000 подписей для официальной регистрации! хуже ситуация только в странах, типа Северной Кореи, где создание новых партий запрещено в принципе), но и регулирует то, как партия должна быть организована и как она должна работать.

Для начала, любая партия может быть структурно разделена только по территориальному признаку. То есть она не может иметь отделений, скажем, в каких-то учреждениях и организациях – а только в субъектах Российской Федерации (причём эти отделения должны быть по меньшей мере в половине из них). Каждое их этих местных отделений контролируется местным представительством министерства юстиции, так что зоркий глаз государственной машины не оставит нас даже в самых отдалённых уголках страны.

Далее. Высшим руководящим органом любой партии должен быть только её съезд. В регионах же вместо съезда для принятия важных решений должна проводиться конференция. Причём и то, и другое должно проводиться исключительно вживую и регулярно, чтобы представители власти (да-да, именно за этим и следят прикреплённые к отделениям партии уполномоченные органы на местах) всегда могли на это собрание явиться с проверкой.

Также специально оговорено, какие вопросы могут решаться только на таких общих собраниях (то есть в присутствии представителей власти): всё, что касается устава партии, её программы и любых изменений в ней, выборы руководящих органов и кандидатов для выдвижения на выборы любого уровня. Стоит ещё отметить, что в последних двух случаях голосование обязательно должно быть тайным.

Во что выливаются все эти положения на практике? Любая партия, следующая букве закона, непременно превратится в неповоротливую и недееспособную бюрократическую машину, которая, мало того что не способна работать эффективно, но еще и будет контролироваться на каждом шагу.

Посудите сами: сколько средств и организационных усилий придётся вкладывать любому политическому движению во все эти бесконечные съезды (на которых должны быть представители всех регионов, где работает партия) и конференции на местах? А ведь без них партия не сможет функционировать, так как только на них могут приниматься важные решения. В результате огромная часть работы будет направлена исключительно на внутреннюю организацию, а значит, на реальную общественную работу времени и средств будет оставаться минимум.

Такие принципы партийной организации, может, и не вызывали бы больших нареканий лет 100 назад. Но сегодня цифровые технологии позволяют работать с принципиально иной эффективностью. Скажем, можно внедрить принципы прямой демократии: привлекать к принятию важных решений каждого члена партии без выборов представителей и созывов съездов – но через интернет, напрямую, в любое время. Цифровые технологии изменили эффективность и оперативность работы всех организаций: неужели с телефонами и электронной почтой бизнес не работает значительно эффективнее, чем без них? Они могут изменить и эффективность политической работы. Но – потенциально: в рамках текущего законодательства эти возможности реализовать в полной мере мы не можем.

Хотя это не значит, что пытаться не стоит. Наша стратегия – попытаться наладить внутренние организационные механизмы, которые будут работать параллельно с официальными. У нас реальны и работают принципы прямой (а не представительной) демократии как механизмы принятия любых важных решений. И нет никаких причин, по которым и другие политические силы не могли бы ими воспользоваться. Подробнее о том, как эти принципы уже реализованы в «Пиратской партии России», я расскажу в следующих постах.