К чему приведет реформа Черноморского флота?

«К 2020 году российский Черноморский флот получит большее подкрепление, чем это предполагалось ранее. По информации генштаба ВМФ, за десять лет на флот поставят не менее 18 новейших кораблей, в том числе по шесть подлодок и фрегатов, а также новые бомбардировщики и противолодочные самолеты», сообщает радостно кремлевская газета «Взгляд».

Об этом-де в понедельник сообщил представитель главного штаба ВМФ, сославшийся на статью Государственной программы вооружения на период 2011-2020 годов. «Черноморский флот России получит 18 кораблей новой постройки, в том числе шесть фрегатов проекта 22350, шесть дизельных подлодок 677-го проекта и два больших десантных корабля проекта 11711», — заявил он «Интерфаксу».

На сегодняшний день корабельный состав ЧФ насчитывает менее 40 единиц, в том числе лишь две подлодки, три сторожевых корабля и ракетный крейсер «Москва». При этом большинство кораблей находятся в строю более 40 лет.

Помимо кораблей, уже в ближайшие пять лет ЧФ получит модернизированные бомбардировщики Су-24М и противолодочные самолеты Ил-38, которые заменят самолеты-амфибии Бе-12.

От редакции: Как говаривал мой бывший руководитель, кстати, по линии ОПК, «они нас удивят своими достижениями, а мы их поразим своими планами». Во-первых, где они увидали вторую подводную лодку на Черноморском флоте? Одна только и есть, и та уже вырабатывает свой ресурс. Правда, в сухом доке много лет стоит еще одна груда железа, которую не принимают уже и на металлолом. Может она вторая? Но для нее погружение и затопление — это синонимы.

Во вторых, корабельный состав ЧФ РФ уже таков, что не позволяет называться флотом — только флотилией. Так что флота на Черном море у России уже нет, и речь может идти не об укреплении, а только о восстановлении.

Состав ЧФ: дивизия надводных кораблей, в которую входят бригада противолодочных кораблей — ракетный крейсер «Москва», 2 больших противолодочных корабля (оба идут на списание), 3 ракетных катера; бригада десантных кораблей — 7 больших десантных кораблей; отдельный дивизион подводных лодок (одна единица); бригада кораблей охраны водного района — 6 малых противолодочных кораблей, 5 малых тральщиков; бригада ракетных катеров — 2 ракетных корабля, 3 малых ракетных корабля; бригада разведывательных кораблей; бригада ремонтирующихся кораблей; бригада обеспечения флота.

А есть ли чем его восстанавливать?

Прежде, чем строить планы по вводу новых кораблей, желательно оценить возможности собственной промышленности. Ведь если бы проблемой обновления состава флота на Черном море была только позиция Украины, не позволявшей вводить в строй новые корабли, это одно — но тогда на других флотах, где этой проблемы нет, корабельный состав обновлялся бы регулярно. Но мы видим, что все флоты в последние 20 лет только теряют корабли, а ввод каждого нового становится событием, о котором говорят годами как о «великом достижении».

Еще в феврале 2005 года на совещании командного состава тогдашний главком ВМФ Владимир Куроедов заявил, что после 2010 года ожидается массовый и невосполнимый вывод из эксплуатации боевых кораблей и в результате к 2020 году в боевом составе останется не более полусотни единиц. И из них 18 единиц планируется передать ЧФ РФ? А остальным?

Давайте прикинем, сколько за последние 20 лет введено в строй кораблей первого ранга? Очень простой ответ — ни одного. В последние годы была произведена закладка нескольких кораблей новых проектов (фрегат проекта 22350, пять корветов проекта 20380, три малых артиллерийских корабля проекта 21630, большой десантный корабль проекта 11711), однако реальный объём финансирования обращает все эти программы в долгострой.

Общее количество кораблей, запланированное к строительству согласно Государственной программе вооружений на 2007-2015 годы, даже в случае её успешной и полной реализации не позволит рассчитывать на равноценную замену выбывающего корабельного состава и формирование однородных соединений кораблей новых типов.

В ближайшие пять лет КНР построит 30 кораблей дальнего наблюдения, которые будут следить за обеспечением морского правопорядка. Об этом заявил генеральный директор отделения Государственной службы морских сил по делам Южно-Китайского моря Ли Лисинь.

Вот китайцам почему-то верю — построят. А адмиралу Высоцкому и его окружению почему-то не верю. Может, потому что помню широко разрекламированное намерение оснастить отечественный флот аж 20 авианосцами — больше, чем у США — какому-то невероятному году. Может, потому что приходит на память намерение приобрести у французов «Мистраль». Может от того, что никак не может посчитать подводные лодки на ЧФ — одна или две? А может, потому что уже 12 лет продаем индусам авианесущий корабль «Адмирал Горшков», и все никак не достроим (видимо, закончим, когда размещаемые на нем МиГ-29К начнут массово закупать авиационные музеи).

Трогательно выглядят планы перевооружить ЧФ и самолетами Ил-38 — эта замечательная машина была переоборудована еще из Ил-18 и впервые поднялась в воздух в 1961-м году. Что до Су-24М, то выпуск этих машин был завершен в 1993-м году, правда, в составе ВМФ есть порядка 50 единиц, так что в принципе перебросить с одного аэродрома на другой — не такая уж и проблема. Су-24 имеет высокий уровень аварийности. Только при проведении лётных испытаний было потеряно 14 Су-24 и Су-24М. После принятия самолёта на вооружение ежегодно происходило 5-6 аварий и катастроф. По свидетельству заместителя главнокомандующего ВВС РФ Виктора Кота, на 1998 год самолёт Су-24 был наиболее аварийным летательным аппаратом в российской военной авиации. С тех пор его характеристики навряд ли улучшились.

В общем, картина вырисовывается совсем неприглядная. Кроме генеральского бахвальства и откровенного вранья, показать миру, в общем, и нечего.

Заметим, про новый технологический облик флота, по обновление корабельного состава под изменение стратегических и тактических задач, про системы новых поколений — вообще не идет речи. «Переоснащение», если и состоится, то пойдет за счет перевода на ЧФ старых кораблей вроде дизельных подводных лодок проекта «Варшавянка» и фрегатов с Балтийского флота, выпущенных 30-40 лет назад.

Береговые объекты, во всяком случае, в Крыму, не только не будут обновляться, но и в соответствии с итогами министра обороны Сердюкова, изрядно сократятся, включая сода и производственную базу флота.

Пожалуй, ничего подобного после Прутского похода Петра, когда в результате поражения российский флот на Черном море был просто ликвидирован, а базы флота срыты до основания, в отечественной истории не было.