Россия и Туркмения: перспективы поставки газа в Индию

Проект строительства Прикаспийского газопровода скорее всего будет приостановлен до тех пор, пока в Европе вновь не вырастет спрос на газ. Таков один из итогов переговоров Дмитрия Медведева с президентом Туркмении Гурбангулы Бердымухамедовым.

Официальную встречу решено было провести в курортном месте «Аваза» под Туркменбаши, которое, по замыслу руководства страны, в течение 10 лет должно затмить по роскоши и уровню комфорта Арабские Эмираты. Поужинав в шатре под лазерное шоу в парке фонтанов, уже на следующий день лидеры сосредоточились на работе.

Москву и Ашхабад связывает сотрудничество почти во всех областях, но главной была и остается энергетика. В 2007 году Россия, Туркмения и Казахстан подписали трехстороннее межправительственное соглашение о строительстве Прикаспийского газопровода. По нему природный газ с месторождений Каспийского моря из Туркмении и Казахстана должен пойти в Россию. Предполагаемая доля экспорта из Туркмении — до 30 млрд кубометров в год, из Казахстана — 10 млрд кубометров.

В ходе переговоров в расширенном составе Бердымухамедов еще раз напомнил о заинтересованности Туркмении в наращивании поставок в Россию туркменского газа. Медведев в ответном слове заметил, что энергетическая сфера, безусловно, важна, однако в условиях, когда весь мир ориентирован на энергоэффективность, на новый уровень должно выйти сотрудничество России и Туркмении в сфере современных технологий. Этому поспособствует туркмено-российский инновационный форум, который лидеры договорились провести в следующем году в Ашхабаде.

Как рассказал журналистам по итогам переговоров член российской делегации вице-премьер Игорь Сечин, строительство Прикаспийского газопровода будет приостановлено на 3-4 года. Причина — падение спроса на газ в Европе.

— В ближайшие три-четыре года европейский рынок будет расти очень небольшими объемами, экономика Европы находится в процессе стабилизации роста, порядка 3-4%, — пояснил Сечин. — В связи с этим мы приняли решение о развитии внутреннего рынка потребления газа, вышли на 15-процентную индексацию тарифов на газ.

Вице-премьер заметил, что именно эта российская позиция и была изложена туркменской стороне: увеличивать экспорт газа в Европу на фоне падения спроса — бессмысленно, учитывая активность других поставщиков, например норвежцев. А для нынешних объемов пока достаточно и действующей трубопроводной системы. Однако газовое сотрудничество двух стран на данном этапе возможно в другом проекте: «Газпром» может стать участником строительства трансафганского газопровода Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ). «Газпром» намерен участвовать в тендере, по итогам которого и определится, станет ли компания подрядчиком либо же полноправным участником консорциума.

Судя по всему, переговоры завершились на позитивной ноте. Перед отлетом в Москву российский лидер в компании своего туркменского коллеги прогулялся на корабле по Каспию. А уже чуть позже в своем микроблоге в «Твиттере» назвал визит «полезным».