Доклад МАК станет «сокрушительным ударом» для Польши

Итак, российская сторона закончила свое расследование обстоятельств и причин апрельской катастрофы польского президентского самолета, разбившегося весной этого года под Смоленском. Материалы направлены властям Польши, и, по мнению отдельных экспертов, то, что в них содержится, может стать для них серьезным ударом.

По словам замглавы Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Олега Ермолова, «техническая комиссия МАК, все ее рабочие подкомиссии и экспертные группы завершили работу по расследованию катастрофы самолета». Комиссия подготовила отчет и передала польской стороне. Ермолов отметил, что в документе — 200 страниц, и уточнил, что он — не секретный. По его словам, польские специалисты участвовали во всех основных этапах расследования МАК.

Теперь у Польши есть 60 дней для знакомства с отчетом и комментариями. Помимо исследования бортовых систем, найденных на месте крушения самолета, отчет содержит данные, об отсутствии которых ранее заявляла польская сторона. Спустя два месяца после того, как отчет поступит по дипломатическим каналам польским властям, документ должен быть предъявлен общественности. «В соответствии со стандартами приложения 13 к Конвенции ИКАО (Международная организация гражданской авиации. — Прим. ред.), польская сторона имеет 60 дней для подготовки соответствующих комментариев. После завершения работы с комментариями польской стороны отчет, в соответствии с приложением 13, должен быть опубликован и предан гласности», — сказал журналистам Олег Ермолов.

Что касается содержания отчета, то замглавы МАК отказался от комментариев. «Содержание отчета я не могу ни рассказывать, ни диктовать, ни комментировать», — заявил Ермолов, отметив, что в отчете есть информация, которую запрашивал уполномоченный представитель Польши Клих. Ермолов заверил, что техническое расследование авиакатастрофы проводилось лишь с одной целью — предотвратить аналогичные ЧП в будущем, но никак не с целью выявления виновных в аварии. «Установление чьей-либо доли вины или ответственности определяется в рамках отдельного расследования, которое проводят органы, отправляющие правосудие», — заявил Ермолов.

Ранее, напомним, Эдмунд Клих, являющийся лицом, уполномоченным польской стороной, отмечал, что Польше переданы не все документы, касающиеся катастрофы. Прежде всего речь идет о материалах, касающихся организации работы аэродрома под Смоленском и условиях полетов 11 апреля. «Как мне сообщили российские следователи, на все эти вопросы будет дан ответ в представленном докладе», — сказал Клих. Отсутствие этих мифических «документов», тем не менее, не помешало ему высказаться о причинах катастрофы. «Ясно одно: трагедия стала следствием ряда одновременно проявившихся неблагоприятных обстоятельств, — заявил польский представитель. — Следует принимать во внимание и пробелы в подготовке персонала, и нарушение процедур в организации этого конкретного рейса, а также ряда летных инструкций».

Клих, кстати, уже успел даже выпустить книгу «Безопасность полетов», в которой изложил основные причины трагедии, унесшей жизни 96 человек, в т. ч. президента Польши Леха Качиньского. По версии Эдмунда Клиха, ошибками экипажа Ту-154 стали снижение на недопустимую высоту в условиях плохой видимости, использование экипажем показаний радиовысотомера, а не барометрического альтиметра, оказание на пилотов давления со стороны главы ВВС Польши Анджея Бласика, недостаточная подготовка и слаженность работы экипажа и неверная оценка рисков. Ключевой момент, по мнению Клиха, был в плохой подготовке экипажа к полету: пилоты не имели детального представления об аэродроме. «В записях слышно, как один из членов экипажа предлагает заходить на посадку с востока, тогда как с восточной стороны заход на посадку в Смоленске невозможен из-за отсутствия оборудования», — пишет Клих. Кроме того, решение об альтернативной посадке в Минске, Витебске и Москве предусматривалось только на бумаге, поскольку администрация президента Польши даже не подготовила варианты транспортировки первых лиц до Смоленска в случае нелетной погоды, утверждает Эдмунд Клих.

Но Клих не был бы достойным представителем польских властей, если бы не обвинил хоть в чем-нибудь российскую сторону. По его мнению, вина российских диспетчеров заключалась в том, что они не отправили самолет на запасной аэродром. «Они должны были увести самолет на запасной аэродром. Это — однозначная ошибка диспетчеров», — заявил Клих. В принципе, заявление ожидаемое: в Польше просто не поймут, если кто-то осмелится утверждать, что Москва тут совершенно ни при чем. Хорошо хоть г-н Клих не утверждает, что Качиньского убили Путин с Туском, как это делают отдельные представители тамошнего истеблишмента. Как говорится, и на том спасибо.

Между тем польский эксперт, секретарь Национального авиационного совета Польши Томаш Хыпки сделал в среду громкое заявление. По его словам, которые приводит РИА «Новости», итоги расследования катастрофы самолета президента Польши, проведенного МАК, могут быть сокрушительными для польской стороны. «Этот доклад (МАК) может быть сокрушительным для польской стороны по причине очень плохой организации авиарейса в Смоленск», — сказал Хыпки журналистам радиостанции RMF FM. По его словам, с выводами и предложениями отчета МАК трудно будет полемизировать, т. к. с уверенностью можно сказать, что отчет основывается на достоверных данных.

Секретарь Национального авиационного совета Польши подчеркнул, что «полет польской делегации в Смоленск был очень плохо подготовлен польской стороной, хотя и при согласии стороны российской». «Это согласие было вынужденным и обусловлено политической ситуацией», — отметил Хыпки. То бишь, переводя на русский язык, Москва была вынуждена согласиться на прием польского борта № 1, иначе известный своей русофобией Качиньский устроил бы очередной скандал.

Интересно теперь будет понаблюдать за тем, как на слова Хыпки отреагируют правящие круги Польши. В принципе, то, что он сказал правду, для всех не ослепленных ненавистью к России людей очевидно уже давно. Вот только во власть там, как правило, таких здравомыслящих не очень-то пускают. Остается надеяться, что у нынешнего президента Бронислава Коморовского хватит разума признать очевидное и не пытаться искать черную кошку в темной комнате. Ее там просто нет.