Новые обстоятельства причин отставки Ю.Лужкова

Одна из историй связана с вырубкой Химкинского леса для строительства скоростной дороги Москва — Санкт-Петербург.

Казалось, скандальный участок трассы Москва-Петербург застолбили бесповоротно. Несмотря на протесты экологов и местных жителей. Но вот Президент вмешался в ситуацию. Дмитрий Медведев потребовал от чиновников прислушаться к людям и подумать о других вариантах такой нужной всем автодороги. А Юрий Лужков, тогда еще мэр Москвы, обо всем давно подумал. И безапелляционно отмёл все альтернативы, в том числе проект трассы через Молжаниновский район Северного округа столицы

Юрий Лужков, «Российская Газета»: «Прокладывая трассу по Молжаниновке, мы выкидываем 200 тысяч квадратных метров жилья, готовящихся к строительству, 3-4 тысячи семей останутся на долгое время (а то и навсегда) без улучшения жилищных условий, или же вообще без своего «угла». Когда не в метрах, а в человеческих судьбах считаешь, то цена вопроса очевиднее».

Цена вопроса для компании «Интеко», принадлежащей жене Лужкова Елене Батуриной, была почти символической. Пять миллионов долларов. А возможную прибыль эксперты оценивали уже в сотни миллионов. Причем, в планах было строительство и элитного жилья, и промзоны. В районе, где откуда-то взялись сразу три заповедника.

Евгения Чирикова, руководитель движения «В защиту Химкинского леса»: «Есть еще такое предположение, что те особо охраняемые природные территории, которые вдруг появились в Молжаниновском районе, появились там не случайно, чтобы в дальнейшем использовать его для таких целей, как поля для гольфа устроить там, трассу «Формула-1″ и так далее».

Игорь Честин, эколог: «Эти земли оказались зарезервированы. Зарезервированы под строительство, под развитие гольф-клуба компанией «Интеко».

Илья Краснер, государственный регистратор Москвы: «4 миллиарда 3 миллиона 585 тысяч 740 рублей — кадастровая стоимость этого земельного участка».

Это всего один участок. По плану инвесторов несколько деревень в Молжаниновском районе должны были вовсе исчезнуть. А на их месте обещали возвести город-сад

Юрий Хардиков, в 2007-2009 гг. префект Северного административного округа г.Москвы: «Там был проект строительства порядка 700 тысяч квадратных метров жилья, там было запроектировано две школы, стадион, жилой комплекс, офисный центр, и ничего не сделано. И мало того, все эти годы предприниматели не могли ничего строить. Те, кто там существовал, им не продляли договора аренды на землю. Они не могли развиваться. Те жители, которые там жили, они не могли продлевать договора аренды на свое жилье и на свои приусадебные участки».

Жительницы Молжанинова: «Строиться мы не имеем права, и перестраиваться мы не имеем права, потому что все будет под снос. Нас в известность не ставят, мы здесь, в общем, как ничто, как не люди, которые здесь проживают, а как букашки. У них свои планы, а мы, в общем-то, никому не нужны. Лучше бы здесь пустое поле было, чем мы проживаем».

Но вот грянул кризис. Проект Молжаниново становится для компании Батуриной слишком затратным, и она расторгает контракт с московским правительством. Причем все расходы инвестора компенсируются из городского бюджета.

Юрий Хардиков, в 2007-2009 гг. префект Северного административного округа г.Москвы: «Уходя, в 2009-ом году «Интеко» с государства, с Москвы забрало все деньги, которые оно потратило на проектирование. Такая очень сомнительная операция»

Случилось это в прошлом году. А Химкинский лес стали рубить годом раньше. Его защитников не раз задерживала милиция. Были и нападения неизвестных в масках. Главному редактору «Химкинской правды» Михаил Бекетову проломили голову. Он перенес семь операций, сменив восемь клиник. Газета Бекетова жестко критиковала планы уничтожения леса. Та самая роща с вековыми дубами, куда москвичи и жители Химок приходят с детьми. Она чудом уцелела, как и местный родник.

Житель Химок: «Осталось дышать месяца три, потому что здесь дальше экология будет нарушена и от родинка останется что? Да ничего не останется. Мне жалко. И куда я внучка буду водить гулять?»

Бывший мэр Москвы тоже думал о родственниках. Об их интересах. Отрицая, что ему с Еленой Батуриной выгодно рубить Химкинский лес, чтобы рубить прибыль в соседнем районе.

Юрий Лужков, «Нью-Таймс»: «Кстати, проскакивает информация о том, что мэр высказал мнение о необходимости продолжения трассы по Химкинскому лесу, с тем чтобы не затронуть интересы своей жены, у которой в Молжанинове была земля. Что касается интересов, то это мало сказать абсурд, это полный идиотизм, полное уродство, потому что, если кто-то владеет землей, через которую может пройти какая-то трасса, это счастье для владельца этой земли.

В эту версию защитники Химкинского леса не верят. Есть распоряжение главы Химкинского округа от 2005 года.

Евгения Чирикова, руководитель движения «В защиту Химкинского леса»: «Здесь честно сказано, что выбранный вариант номер три, собственно, который начал реализовываться и который остановил президент, уничтожает в значительной части Химкинский лесопарк, и это очень плохо, а вариант номер два здесь в этом документе, он описывается как с экономической точки зрения целесообразный и технически реализуемый более легко, но вариант номер два не может быть реализован, потому что на протяжении четырех километров идет по Молжаниновскому району, и земли этого Молжаниновского района выкуплены инвестором под цели, несовместимые с прокладкой трассы Москва-Санкт-Петербург, и, как здесь говорится, московской городской администрацией в прохождении трассы автомагистрали по данному варианту категорически отказано».

Глеб Павловский, политолог: «Москвичи выстраиваются в хвост очереди, а впереди инвесторы, и опять-таки не вообще какие угодно, а свои. Разумеется, фирма «Интеко» ближе к телу»

Юрий Хардиков, в 2007-2009 гг. префект Северного административного округа г.Москвы: «Интеко» знала все проекты. «Интеко» выбирало то, что хочется. И я думаю, что в Молжаниново они как раз не построили только по той простой причине, что у них просто сил не хватило. Они схватили, там где-то 7-8 лет продержали и бросили».

«Интеко» — настоящая финансово-промышленная империя. По версии журнала «Форбс», Елена Батурина входит в тройку богатейших женщин в мире бизнеса. Ее состояние оценивают почти в три миллиарда долларов. Между прочим, Юрий Лужков по закону имеет право на половину совместно нажитого

Глеб Павловский, политолог: «Москва превратилась в монополию, и эта монополия принадлежала не москвичам, а нескольким людям, два из которых — это бывший мэр и его жена».

К «лужковскому ампиру», к этим монументальным комплексам из стекла и бетона, «Интеко» приложила руку, и даже вторую. Подпирая обеими руками здание, фундаментом которого был политический ресурс бывшего мэра Москвы. Теперь, видимо, конструкция пройдет тест на устойчивость уже при другой погоде

Андрей Бекетов, аналитик рынка недвижимости: «Останется только экономика, то есть компания будет конкурировать со всеми другими практически на равных условиях».