Американцы пытаются наладить нормальную жизнь в Ираке

Американцы пытаются всеми силами наладить нормальную человеческую жизнь в Ираке, но сталкиваются на этом пути с огромными трудностями

Планируемый вывод вооруженных сил США из Ирака уже фактически больше не обсуждается в этом году. Это свершившийся факт, и президент Соединенных Штатов Б. Обама уверен, что к лету будущего года в этой стране можно будет начать вывод уже не только боевых подразделений американской армии, но и вспомогательных частей.

Солдаты западной коалиции вступают в коммерческие взаимоотношения с иракцами, которые готовы не только торговаться, но и находить «альтернативные» пути получения товаров

Сами же американские военачальники уверены в том, что ситуация в Ираке реально нормализуется, и главное нынче — уже не воевать полномасштабно против непримиримых исламистов и сторонников бывшего иракского режима, а налаживать в стране мирную жизнь, от которой люди за семь лет непрерывной войны основательно отвыкли. А сделать это можно, только расширяя поддержку самых различных сфер иракской экономики, в том числе — образования.
Однако пока большая часть усилий американской администрации по нормализации именно этой части жизни простых иракцев остается фактически недостижимой. И виной тому — повальная коррупция иракских чиновников и даже мелких клерков, которые пытаются «приделать ноги» чуть ли не каждому американскому доллару, достигающему иракских городов и сел.

Больше, чем в Ираке, воруют только в Сомали и Афганистане

Классическим образчиком серьезнейших проблем, с которыми сталкивается американская сторона в Ираке, стало исчезновение более 8 тысяч персональных компьютеров, закупленных в США на деньги налогоплательщиков и отправленных в ближневосточную страну для «восстановления нормальной жизни иракцев». Американские компьютеры прибыли в Ирак еще в феврале, стоили они около 2 миллионов долларов и предназначались для школьников иракского города Вавилон.
Между тем к ученикам компьютеры так и не попали: сначала они провалялись несколько месяцев на таможне портового города Умм Каср, а потом и вовсе таинственным образом исчезли. Американское военное командование в Ираке, естественно, подняло большой шум по поводу исчезновения компьютеров. Ведь, как выяснилось, компьютеры из США были посланы первоначально не по тому адресу, а затем, когда их нашли, местные иракские чиновники на таможне решили выставить половину из них на продажу за наличные.
В результате каждый такой компьютер был продан в магазинах за тысячу долларов, а вторую половину американских компьютеров не могут найти вовсе. Скорее всего, как пишут сами иракские журналисты, их уже разобрали по домам работники самой таможни, их родственники, а также различного рода сотрудники местной администрации. Конечно же, ничего в этом случае не досталось тем самым иракским школьникам из Вавилона. Но скандал поднялся изрядный, и им решили заняться как американские военные власти в Ираке, так и сами местные власти во главе с иракским премьер-министром.
Начались усиленные поиски пропавших компьютеров, причем наибольшее рвение в этом проявили правительственные следственные органы. Только через полгода часть из них была найдена. Выяснилось, что они были проданы одному иракскому бизнесмену, но самого покупателя (как и тех, кто их ему продал в феврале) найти до сих пор не удалось. Адрес, который указал в накладной, закупая компьютеры этот бизнесмен, оказался фиктивным. А о том, куда подевалась вторая часть «компьютерной посылки из Америки», вообще в Багдаде никто не упоминает.
Когда же американские военные потребовали от правительства Ирака назвать имена тех, кто участвовал в незаконных распродажах компьютеров, прибывших из США, иракское правительство сослалось на полную законность деятельности своих представителей (ведь согласно иракским законам, фактически любой товар (и не только компьютеры) можно продержать на таможне 90 дней. И если их никто не востребовал, то можно смело продавать их либо через аукцион, либо отдавать в специальные правительственные магазины.
И только после того, как американская администрация выразила свое крайнее возмущение сложившейся в Ираке системы повального укрывательства и замалчивания фактов коррупции, в Багдаде решили «успокоить» Вашингтон: были арестованы сразу десять таможенников порта Умм Каср (все занимавшие только низкие должности, а некоторые из них вообще к пропаже компьютеров никакого отношения, как оказалось, не имеют), четверо из которых уже на следующий день были отпущены за недостатком улик.
«Идет тщательное расследование этого факта, и как только что-нибудь нам станет известно, то все узнают имена провинившихся на нашей таможне», — заявил официальный представитель иракского правительства. И хотя начальника таможни Умм Касра перевели на другую работу, а его заместителя должны вот-вот тоже отправить «от греха подальше», связанного с «компьютерным делом», представители американской администрации выразили свое откровенное неудовольствие тем, каким образом функционирует нынче иракская таможенная система. И можно ли ее оставлять, что называется «безхозной» после того, как американские войска начнут покидать Ирак в массовом составе (по крайней мере так планируется сделать) к лету будущего года.

Дело не в плохой работе иракской таможни, дело — в неработающей всей государственной системе

Как подчеркивают американские представители, расследующие дело о пропавших компьютерах, предназначенных для иракских школьников, задача не просто выявить, кто же все-таки несет ответственность за случившееся, а как-то наладить саму систему функционирования государственных органов Ирака, которую все эти годы пытались создать и наладить Соединенные Штаты.
Именно на создание нормально работающих органов власти, государственных и местных чиновничьих структур было потрачено не только много времени, но и еще больше денег из американского госбюджета. В конечном итоге для Вашингтона крайне важно, чтобы пример Ирака, где до прихода американцев худо-бедно, но все-таки как-то функционировала государственная система, не оказался столь явно негативным, каким он оказывается в глазах прежде всего американской, а также мировой общественности.
Ссылки иракцев на то, что вы же сами (то есть американцы) разрушили наше государство, раздолбали нашу систему государственных органов, а теперь жалуетесь на то, что она при вас якобы не работает, представители США категорически отвергают. Один из американских представителей, ведущий «компьютерное дело», заявил прессе следующее:«На таможне Умм Касра постоянно оказываются вскрытыми контейнеры с самыми различными товарами. Кто это делает, и куда эти товары потом пропадают, а точнее, оказываются на прилавках частных магазинов в том же Багдаде — иракцы прекрасно знают. Но ловить преступников они явно не торопятся. Зато регулярно намекают на то, что поскорее бы вы, американцы, убирались с нашей территории и дали нам спокойно жить так, как мы жили до вашего прихода».
Показательно, что иракские власти в последнее время периодически стараются показать, что борьба и с коррупцией, и с различными незаконными действиями иракских чиновников вроде бы ведется. Но одновременно с этим если какие-либо виновные и бывают обнаружены, то все это — лишь «дежурные стрелочники», но никак даже не начальники среднего звена. А попытки американцев докопаться до истинных виновников в том или ином расследуемом деле почти всегда наталкиваются на явное неприятие подобных действий с их стороны.
Интересна и общая реакция американской общественности на исчезновение в Ираке партии компьютеров стоимостью под два миллиона долларов. Рядовых граждан США, которые требуют от собственных властей все-таки найти «компьютерные концы» в Ираке, не столько волнует факт чиновничьей неэффективности в стране и наличие коррупции, сколько то, что иракские школьники так и не получили к началу учебного года ни одного американского компьютера.
Американцы уверены в том, что именно с помощью улучшения технического обеспечения учебного процесса в Ираке можно каким-то образом добиться перемен в жизни этой страны, когда войска США ее покинут. Те компьютеры, которые были отобраны у неизвестного иракского бизнесмена, лежат сейчас на американском армейском складе в Багдаде, а оставшиеся по-прежнему не найдены.
Зато из этой «компьютерной истории» в Соединенных Штатах уже сегодня делаются весьма символические выводы. Вашингтон стоит перед очень серьезным вызовом в Афганистане, и скорейшее завершение кампании в Ираке для него не просто архиважно, но и показательно для мирового сообщества.
Администрация Белого дома прекрасно понимает, что неспособность иракского руководства управлять страной в отсутствии американского контроля нанесет по ее престижу и имиджу сильнейший удар. А он в свою очередь гарантированно скажется не только на промежуточных выборах в конгресс и сенат в ноябре, но и на шансах Б. Обамы быть переизбранным на пост президента США в 2012 году.
Повинуясь требованиям фактически уже идущей полным ходом избирательной кампании, американское руководство пытается любыми путями не просто передать важные функции управления Ираком самим иракцам, но и надеется, что те отрекутся от системы государственного управления, существовавшего при Саддаме Хуссейне. Иракское правительство то же вроде бы обещает американцам, что все — и очень скоро — наладится, а главное, чтобы они побыстрее закончили свое пребывание в стране и передали им всю полноту власти.
Но последние террористические акты в Ираке, а также передача целого ряда функций поддержания порядка в стране от американских войск иракской полиции и армии подтвердили давно уже высказываемые целым рядом американских экспертов опасения. Как только войска США действительно станут сворачивать свое присутствие по стране, в Ираке вполне может вновь воцариться хаос и резко усилиться противостояние между шиитами, суннитами и курдами.
Уже сегодня правительство автономного Курдистана на севере Ирака фактически лишь номинально подчиняется центральному правительству в Багдаде. В Курдистан напрямую без посредничества официального правительства страны в Багдаде едут для подписания контрактов по закупке нефти и газа иностранные компании. А шииты Ирака все больше получают помощь самого различного толка от соседнего Ирана, который также ждет не дождется, когда военное присутствие США в Ираке, если и не совсем, будет свернуто, то хотя бы существенно сокращено.
Понимают в Ираке и то, что ситуация в стране по американским понятиям вроде бы более-менее нормализовалась. А главным приоритетом Вашингтона сейчас остается Афганистан. Но под этот «афганский шумок» как раз и есть вероятность того, что как раз в Ираке американцев ждет весьма неприятное будущее. А повальная коррупция в органах государственной власти Ирака и нежелание наказывать виновных в нарушении законов станет еще более вопиющей, как только США начнут активный вывод своих армейских подразделений из страны.
Как подчеркивают американские эксперты, дело здесь не только в пропавших компьютерах и иракских детях, которые так и не смогли воспользоваться присланной из Америки для их учебы техникой, а в том, что иракская кампания, о завершении которой Белый дом уже давно вроде бы торжественно объявлял, далеко на самом деле не завершена.
Там, где американцы уже сегодня не в состоянии проконтролировать ситуацию, иракцы тут же «приделывают ноги» не только компьютерам, но и многому другому. А что будет, когда американцы и вовсе уйдут из Ирака, предсказать никто не берется.
В результате для американской администрации в этом регионе создается своего рода «присутственный тупик»: и продолжать находиться в Ираке в том виде, как сейчас, армия США не может, и просто уходить из страны, где снесены были в 2003 году основы старой системы, созданной Саддамом, но мало на что эффективно работающей, очень даже для официального Вашингтона чревато.
В любом случае уже в самое ближайшее время Соединенным Штатам придется принимать очень сложные и, вполне возможно — довольно непопулярные для самих американцев решения относительно своего дальнейшего пребывания и в Багдаде и Кабуле. И если к тому моменту пропавшие в порту Умм Касра американские компьютеры и будут найдены, это вряд ли полностью решит проблему стабильности и предсказуемости Ирака даже при условии, что войска США там и будут оставаться еще какое-то время.