«Эхо Москвы»: Сечин разбрасывает камни, а Троценко их собирает

История про созидательную эпидемию, поразившую Приморский край в конце 2009 года, начинается с визита Сечина, бросившего сразу два камня в основание двух будущих верфей.

«Этот день знаменует начало возрождения судостроительного комплекса на Дальнем Востоке», — заявил вице-премьер Игорь СЕЧИН во время визита в Приморье 18 ноября. В этот день были подписаны соглашения не только о строительстве двух верфей, но и о размещении заказов на действующих заводах. Игорь Сечин принял участие в церемонии закладки памятных капсул под две верфи — в бухте Чажма, на базе номерного завода №30, и в Большом Камне, на Дальневосточном судоремонтном заводе «Звезда». Оба проекта на основе суперсовременных технологий — с участием иностранных инвесторов. Первую верфь в Чажме поможет строить и финансировать китайско-сингапурская компания Yantai Raffles. А партнером «Звезды» стала южнокорейская компания Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering (DSME).

На этом созидание не закончилось. За одними радостями последовали другие. В торжественной обстановке 28 декабря 2009 года на заводе Звезда в Большом Камне, Приморский край, президент ОАО Роснефть Сергей Богданчиков и ио президента ОСК Роман Троценко, в присутствии премьер-министра Владимира Путина, вице-премьера Сечина, губернатора Приморья Дарькина и других дорогих товарищей, подписали акт закладки буровой установки, после чего торжественно прикрутили к первому элементу платформы Большая Медведица мемориальную табличку.

Вот что сказал про камни один из главных участников шоу Троценко газете Коммерсант годом позже:

— Что будет представлять собой верфь, которую вы строите с DSME?

— Строительство верфи вместе с DSME мы завершим в течение двух с половиной лет. Сейчас мы находимся в стадии проектирования. Опыта, разумеется, нет, сами спроектировать не можем, поэтому делаем это вместе с DSME.

— Что за верфь вы проектируете с Yantai Raffles?

— С Yantai будет сборочное предприятие по буровым платформам, которое будет делать как нижнюю часть платформ, так и надстройку, что пока в России ни у кого не получилось. Там проблема в другом. Мы закончили проектно-изыскательские работы на площадке под строительство, но земля, на которой должно вестись строительство, относится к ведению Минобороны. Земля нам до сих пор не передана. В результате, к недовольству наших сингапурских партнеров, мы имеем задержку по проекту в четыре месяца. Мы даже начали смотреть другую площадку неподалеку. Все равно построим.

Сколь же загадочны разбросанные Сечиным камни! Куда он их там укладывал или молодецки кидал, если почти год спустя Троценко говорит, что по одной верфи «мы находимся в стадии проектирования», а по другой мы в полной непонятке, ибо неясно, где же ее строить.

Это про камни, про верфи то есть. А вот про мемориальную табличку, наши дни, газета Коммерсант:

Мы подписали контракт с «Роснефтью» на одну полупогружную платформу, которую мы будем строить вместе с Yantai Raffles,— это порядка $670 млн.

Выяснилось, что мемориальная табличка была установлена, как мне сообщили из Приморья, «на бортовую секцию Док-понтона, который будет использоваться при утилизации аварийной АПЛ (пр. 675), которая рванула в 1985 году в б. Чажма». Сейчас этот понтон достраивается. Стоимость понтона, даже вместе со стоимостью таблички, банкета и радости народа от встречи с премьером, вряд ли больше нескольких десятков тысяч долларов. Стоимость полупогружной буровой установки, если верить Троценко, 670 миллионов долларов, но в любом случае не меньше 400 миллионов. Действо торжественно демонстрировали по всем центральным СМИ, и что-то даже было сказано в том духе, что приморцы получили замечательный новогодний подарок. Однако Троценко в интервью газете как видим, подтвердил мою ранее опубликованную клевету, что платформы пока нет и никто там никакой секции не закладывал – ее только будут строить. Но мемориальную табличку прикрутили, и это единственная правда во всей истории. Как ни прикручивай, а получается, что приморцы, а с ними и вся страна, получили не подарок, а порцию лапши на уши.

СМИ извиваясь от восторга, сообщали нам в те волнующие дни, что «Знаковых мероприятий, в которых вице-премьер участвовал во время визита в Приморье, хватило бы на несколько дней, но спасибо вертолету». Сечин на вертолете носился с камнями, как другие носятся за архарами. Но не совсем понятно зачем. Если ничего получается, не заложили, то можно было и не рисковать драгоценной жизнью вице-премьера — ну, взлетел бы разок и шмякнул вниз этими булыжниками, заложил бы все сразу, всего делов. Лишь бы не над городом метнул. Можно было бы даже с запасом – кучу камней высыпать, а потом в случае чего, в случае новой победы, небрежно обронить – а мол, заложили еще тогда, еще в том полете, еще тем броском.

Страна суперчудес не успокаивается. Вот вам две выдержки из двух интервью Троценко с некоторых пор полюбившейся мне газете Коммерсант.

ОСК привлекла заказы для Daewoo от властей Венесуэлы

Газета «Коммерсантъ» № 177 (4477) от 24.09.2010

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) заключила уже второй крупный контракт на поставку танкеров — на этот раз с властями Венесуэлы. Предыдущий был заключен с государственным «Совкомфлотом», совокупная стоимость обоих контрактов превышает $1 млрд.

Но, как заявил вчера Роман Троценко «Ъ», несмотря на неопределенность со Штокманом, DSME и ОСК «решили идти в проект на Дальнем Востоке при любой погоде, стороны выполняют обязательства, в проекте заинтересованы, а сама верфь уже спроектирована». Уже в ноябре начнет работу первый цех верфи, который займется раскройкой металла по обоим контрактам.

А вот тот же в интервью той же всего неделей спустя:

«Расстроимся, утремся и пойдем работать дальше»

// Глава ОСК Роман Троценко о Mistral, налоговых льготах и верфях Межпромбанка

Ъ-Online, 30.09.2010

— С «Совкомфлотом» и Венесуэлой у вас контракты по танкерам Aframax, но первые суда по ним будете строить не вы, а ваш партнер DSME, причем в Корее. Вы уверены, что строительство будет локализовано в России, а не останется за рубежом?

— Да, график поставок таков, что первые три единицы по обоим контрактам строятся в Корее, там же обучается наш персонал, затем строим танкеры совместно. Раскройку металла по этим танкерам мы начинаем уже с апреля следующего года.

Троценко очень полюбилось слово «раскройка», какое-то оно очень профессионально-судостроительное. Не может человек, овладевший таким словом, не овладеть секретами строительства афрамаксов, раскраивая первый металл то в первом цехе еще неспроектированной верфи уже в ноябре этого года, то непонятно где уже с апреля следующего года.

Несколько отходя от темы – я действительно, полюбил газету Коммерсант. То есть ничего прочего что они печатают, что не связано с судоходством, я уже не читаю и читать не буду. Газета Коммерсант заявляет себя как серьезное издание для серьезных деловых людей. С некоторыми даже типа анализами (дословно из их скромного описания самих себя – «Точные прогнозы и глубокий анализ»). Я настолько переполнен восторгами насчет их анализов судоходства, что не будучи сведущим в других областях, читать про них в Коммерсанте, когда мне что-то нужно, просто опасаюсь – а откуда я знаю, чем именно меня накормит Коммерсант, и насколько далеко это будет от действительности. Мне кажется, что его как толстую газету очень удобно иметь в офисе на подхвате – вдруг что срочное, междусобойчик или деловая рюмашка, а селедочку или колбаску распластать не на чем, а стол офисный, само собой, жалко. Вот тут-то Коммерсант и пригодится. Газета настолько глубокая, что жирок впитается и расползется по страницам, не докатившись до стола или важных бумаг.

Я в жизни в нашей скорбной лох, сознаюсь. Был и останусь. Все что было раздал, ничего не имею и копить не умею. Наверное, потому что лох, я наших начальников и не понимаю. Вроде ведь серьезные люди. Эффективные менеджеры. Не говорят, а стреляют из пистолета в упор по связанной мишени. Желваки больше кулаков, а кулаки вечно сжаты. Вон Сечина хотя бы взять – глыба, матерый человечище. Внешне вышибала мирового класса, в Монте-Карло или Лас-Вегасе казино рвали бы на части. Посмотрел как камень бросил.

И вот серьезные эти люди, перед всей страной, устраивают сцены, достойные кидал в подземном переходе. Убей не понимаю. Ну ладно, договорились вы там, подписали что-то. Сказали, что будете строить. Успокойтесь ж вы на этом. Зачем шоу Лицедеи устраивать? Мне конечно, очень любопытно, при каких делах тут Владимир Владимирович? Он как, тоже в труппе, или подлые лицедеи обманывают и его? Ни хрена у людей святого не осталось!

Продолжение следует.