Белоруссия и Китай — партнерство или лицемерие?

Белорусско-китайские отношения, по мнению официального Минска, выходят на новый уровень, который должен позволить двум странам решить собственные стратегические задачи. 13 проектов на 3,5 миллиарда долларов — такими внушительными цифрами оперирует официальные белорусские СМИ, фактически объявляя о новом, после африканского и латиноамериканского, «крестовом походе» президента на Восток. За три октябрьских дня своего пребывания в Китае Александр Лукашенко успел многое: в Шанхае посетил Всемирную выставку «ЭКСПО-2010», в Пекине принял участие в церемониях открытия важных экономических объектов и встретился с председателем КНР Ху Цзиньтао.

По словам белорусского президента, предложенная еще весной этого года Китаем кредитная линия для Белоруссии на 15 млрд долларов гораздо выгоднее, чем финансовые инвестиции России или МФВ, если учитывать вероятность исполнения около сотни совместных проектов. Однако возникает вопрос — так ли это на самом деле и что преследует каждая из сторон в таком сотрудничестве?

Белоруссия для Китая

Чем же интересна небольшая восточно-европейская страна для такого мирового гиганта, как Китай? Официальная версия выглядит достаточно просто: Белоруссия позволит «китайскому бизнесу прорубить окно в Европу и доказать свою состоятельность на европейском континенте». Однако Евросоюз не является неизведанной территорией для китайских компаний, о чем может свидетельствовать достаточно серьезная зависимость европейского рынка от китайского импорта, конкурентоспособность которого объясняется искусственно заниженным курсом национальной валюты.

Действительно, перспективы дальнейшего экономического роста КНР довольно туманны, так как китайская промышленность подходит к тому рубежу, за которым неизбежно последует спад, обусловленный ростом затрат на производство и исчерпанием ресурсов внутреннего рынка. Поэтому внешнеполитическая и экономическая стратегия китайского правительства преследует несколько главных целей.

Во-первых, получение устойчивого поступления природного сырья, которого в самом Китае явно недостаточно. С этой точки зрения Белоруссия не может представлять хоть какого-то интереса для Пекина. В данном случае основным направлением внешнеэкономической и политической деятельности КНР являются страны Ближнего Востока, Северной Африки, а так же Россия.

Во-вторых, получение доступа к современным высоким технологиям в сфере производства и торговли, что позволит Китаю расширить рынки сбыта собственной продукции. И здесь Белоруссия, имеющая в своем арсенале достаточно неплохую технологическую и научно-образовательную базу, фундаментом которой является советское наследие, может послужить определенным инструментом для достижения поставленной стратегической задачи. Примером этому может служить ежегодно увеличивающееся число китайских студентов в ВУЗах Белоруссии, большинство из которых уезжает обратно в КНР. Заметьте, большинство, а не все, так определенная часть граждан Поднебесной остаются в РБ и постепенно формируют в стране китайскую диаспору, пускай пока немногочисленную, но быстро увеличивающуюся.

В-третьих, стимулирование экспорта китайской продукции на мировых рынках. Белоруссия, имеющая почти десятимиллионный рынок, представляет, пускай и небольшой, интерес для китайского бизнеса в связи с искусственно созданным в стране в последние годы потребительским бумом. В связи с этим становится понятным высокий интерес китайских предпринимателей к строительству торговых и развлекательных центров, гостиничных комплексов и т.п.

В-четвертых, осуществление социокультурной экспансии в масштабах всей планеты. Простым примером подобной стратегии может служить современный Дальний Восток РФ, где, по некоторым данным, общее число китайцев составляет до трети всех жителей региона. Никакого военного вторжения, только мирная экспансия, ассимиляция местного населения и, в конечном счете, создание китайского анклава на территории другого государства. Подобная перспектива для Белоруссии в настоящее время невозможна, однако проводимая политика нынешнего правительства может способствовать ее скорейшему воплощению в жизнь. Чего стоит идея создания фактически в центре белорусской столицы целого китайского квартала, заселять который будут, по-видимому, вновь прибывшие жители Поднебесной. Вероятно, правительство Белоруссии таким образом планирует увеличить число жителей страны до пресловутых 20-30 млн. человек, которых, по словам президента, может прокормить белорусская земля. Вот только Лукашенко никогда не говорил, кто будут эти 20-30 миллионов.

В-пятых, поиск наиболее выгодных партнеров во всех сферах государственной деятельности. Белоруссия, хоть и не может соперничать по степени важности на международной арене с большинством европейских государств, имеет перед ними ряд неоспоримых достоинств. К ним можно отнести не только пресловутое географическое расположение и достаточно жесткое внешнеполитическое противостояние США и ЕС, но и открытое стремление любыми способами расширить контакты с Пекином. Такая позиция Лукашенко, фактически загнанного в угол накануне выборов, позволяет Китаю без особых усилий диктовать собственные условия двухсторонних отношений. В данном случае Белоруссия может стать не только экономическим, но и военно-стратегическим плацдармом для КНР, конечно, если в дело не вмешается Россия, для которой особо важно не дать Пекину усилить свое присутствие в Центральной и Восточной Европе. Естественно, использование Белоруссии в качестве подставного лица в сфере промышленного шпионажа или торговли оружием представляется в настоящее время маловероятным, но и полностью отрицать подобного варианта не следует.

Китай для Белоруссии

С точки зрения государственной идеологической машины, Китай для РБ представляется некой «манной небесной», позволяющей решить практически все накопившееся в белорусской экономике проблемы: «сотрудничество с наиболее динамично развивающейся экономикой мира предоставляет нам шанс на быструю модернизацию собственного хозяйства и, в конечном счете, на достижение подлинной независимости». От цифр просто голова идет кругом: кредитная линия более чем на 15 млрд долларов, около 100 совместных проектов, тысячи новых рабочих мест и, главное, прогноз роста ВВП на 11% в год, как в Китае. Однако необходимо разобраться, что именно преследует белорусское правительство, форсируя медленно текущее последние 20 лет экономическое сотрудничество с Поднебесной.

Начнем, пожалуй, с самого очевидного — стремления доказать белорусскому электорату будущую жизнеспособность нынешнего режима. Обществу, которое напугано ухудшением отношений с Россией, отказавшейся спонсировать белорусское «экономическое чудо», стало необходимо показать, что нет никакой международной изоляции, что у нас есть в мире друзья, например Турция, Иран и Китай, а, значит, надо успокоиться. К тому же, президент, после нескольких удачных встреч с представителями руководства КНР, официально заявил, что ничего страшного стране не грозит, экономика развивается стабильно, а наши китайские друзья смогут финансово обеспечить дальнейший «социальный рай» в Белоруссии. Несмотря на некоторый скепсис, белорусский электорат в массе своей успокоился и вновь стал готов к дальнейшему идеологическому воздействию.

Как правило, простой народ не забивает себе голову сложными определениями типа «связанный кредит», «кредитная политика», «торговая экспансия» и т.п. Для обывателя гораздо важнее знать, что в ближайшее время денег на «чарку и шкварку» хватит, а в стране сохранится спокойствие и стабильность. Будущее далеко и его понимание не укладывается в массовом сознании белорусов, поэтому китайская карта, разыгрываемая Минском вместо битой российской, может сыграть весомую роль в создании положительного образа нынешней белорусской власти.

Помимо предвыборного пиара, китайская тема может послужить инструментом определенного психологического давления Лукашенко на Кремль. Фактическое провозглашение курса на китаизацию белорусской экономики должно заставить задуматься Россию о возможных его последствиях. В настоящее время трудно говорить о реальности изменения внешней политики Белоруссии, однако, в случае продолжения конфликта с РФ и при невозможности скорейшей нормализации отношений с ЕС официальный Минск может провести кардинальный пересмотр своей внешнеполитической стратегии. По словам президента, Белоруссия может стать главным партнером Китая в Европе: «коль вы идете в Европу, то приходите в центр Европы. Мы будем вам активно помогать и поддерживать в Белоруссии…За экономикой придет и политика — мы люди благодарные… неужели мы будем проводить политику во вред КНР?! Нет, мы будем проводить самую добрую и теплую политику в отношении вашего государства».

И, наконец, еще одна причина резкого интереса команды Лукашенко к китайским товарищам. Отбросив всю идеологическую мишуру, связанную со способностью схожего с белорусским китайского режима обеспечить легитимацию четвертого срока Лукашенко, необходимо отметить, что только сотрудничество с КНР позволит белорусской номенклатуре номинально выполнить поставленные перед ней президентом задачи по привлечению инвестиций в страну. В данном случае можно говорить о том, что уже не Лукашенко определяет стратегическое направления внешнеэкономического и политического развития страны, а белорусские чиновники, потерявшие возможность обеспечить стабильность своих постов за счет России.

В конечном итоге от сотрудничества больше выгоды может получить именно Китай, что связано не только с возможным расширением его присутствия в Европе, но и с той схемой выделения кредитов, которой придерживается Пекин. Эти деньги белорусам не удастся использовать как кредиты МВФ или России, так как ими нельзя пополнить золотовалютные резервы или заткнуть дыры в бюджете, решив тем самым главную проблему белорусской экономики — дефицит внешнеторгового баланса. Финансовые вливания Китая пойдут на реализацию конкретных проектов с обязательным участием компаний и специалистов из Поднебесной. Белорусам же остается довольствоваться надеждами на возможную скорую окупаемость китайских вложений и готовиться отдавать долги.

Подписание 11 октября в Дяоюйтай 3 кредитных, 8 коммерческих и 2 рамочных двусторонних соглашений между Белоруссией и Китаем можно было бы воспринимать как определенный прорыв во внешнеэкономической деятельности Минска, если бы не одно «но»: стремление белорусского режима найти в Китае сильного партнера и союзника в качестве замены России в настоящее время не имеет серьезной поддержки среди населения Белоруссии. К тому же, Пекин, в отличие от Москвы, будет абсолютно невосприимчив к патетической демагогии Лукашенко в случае невыполнения последним взятых на себя обязательств и может потребовать гораздо больше, нежели просто переход на рыночно обоснованные отношения. В таком случае Белоруссия рискует потерять не только экономическую, но и политическую независимость.