Минтранс: нужно было закрывать аэропорт

Аэропорт Домодедово, после того как остался без электричества, не должен был принимать пассажиров. Такое мнение во вторник высказал министр транспорта Игорь Левитин. Выяснилось также, что во время транспортного коллапса акционеры аэропорта находились за рубежом. В проблемах с вылетами рейсов Аэрофлота оказалась виновата также сама авиакомпания.

Действия руководства Домодедово, почти двое суток погруженного во тьму, резко осудили в Министерстве транспорта. Поздно вечером в понедельник глава Минтранса Игорь Левитин созвал срочное совещание для разрешения острой ситуации, сложившейся в московских аэропортах. А во вторник министр озвучил претензии, возникшие у ведомства к менеджменту аэропорта Домодедово и Аэрофлота.

Столичные аэропорты Домодедово и Шереметьево задержали сотни рейсов из-за погодных условий. Первый аэропорт обесточен из-за обрыва электропроводов в связи с обледенением на подстанциях в Подольске и в поселке Володарского. Второй не поднимал и не сажал самолеты из-за метеоусловий.

«Будем искать причины, почему это произошло (отключение электроэнергии в Домодедово и задержка рейсов в Шереметьево — прим.), как получилось так, что такой аэропорт, как Домодедово, остался без электроэнергии, причем такой длительный период. Очень много вопросов, которые мы будем смотреть с другими министерствами», — цитирует Левитина «Интерфакс».

Министр подчеркнул, что аэропорт больше полутора суток без электричества. «После того как погас свет, нужно было закрывать аэропорт, чтобы туда никто не ехал, — считает Левитин. — И здесь как раз вопрос к аэропорту, почему аэропорт принимал пассажиров. По сути, нужно было закрывать аэропорт».

Министр добавил, что после того как авиакомпании закончат перевозку задержанных пассажиров, будет проведена серьезная работа по регламенту работы аэропортов и авиакомпаний в тех случаях, когда не функционирует энергоснабжение.

По его словам, в кризисной ситуации, когда был обесточен терминал, «менеджмент просто растерялся». «В итоге нам пришлось там Росавиацию «высаживать». Александр Нерадько (глава Росавиации), по сути, все эти дни занимается Домодедово», — отметил министр.

Кроме того, у министерства есть вопросы к менеджменту Аэрофлота, так как они не сумели предвидеть ситуацию с ухудшением метеорологических условий. «Самое главное — это непредвидение ситуации с погодой», — сказал Левитин, добавив, что авиакомпания не смогла обеспечить себя антиобледенительными средствами.

В пресс-службе Аэрофлота газете ВЗГЛЯД не смогли оперативно прокомментировать претензии Минтранса к авиакомпании. Связаться с пресс-службой Домодедово не удалось. Между тем на официальном сайте аэропорта говорится, что «Домодедово продолжает прилагать все усилия для нормализации своей работы».

Ранее деятельностью столичных аэропортов заинтересовалась транспортная прокуратура. По поручению президента России она начала проверку авиакомпаний и аэровокзальных комплексов Домодедово и Шереметьево в связи с массовыми задержками рейсов. В надзорном ведомстве указывают, что такие задержки объяснимы, но администрация аэропортов должна была создать условия комфортного ожидания пассажирам.

Однако, по утверждению очевидцев, ничего такого не было сделано. Пассажиров в должном объеме не обеспечили ни водой, ни едой, о размещении в гостинице люди могли только мечтать. Многим заложникам Домодедово приходилось спать прямо на полу.

По мнению экспертов, и у Минтранса, и у прокуроров вопросы к действиям руководства Домодедово возникли не зря. В соответствии с ч. 2 ст. 50 Воздушного кодекса РФ аэродромы и аэропорты могут быть закрыты для приема и отправки воздушных судов в связи с техническими и метеорологическими условиями, угрожающими безопасности полетов воздушных судов, напоминает юрист компании «Налоговик» Павел Ларин.

Найти виновных в данном случае не получится, считает он, так как ЧС возникла по причине погодных катаклизмов. Однако это не снимает ответственности с администрации аэропорта.

«Даже в самых трудных ситуациях она должна выполнять определенные действия для снижения возможных потерь, — говорит Ларин. — Именно для этого существуют техника безопасности, обязательно разрабатываются планы эвакуации и другие меры обеспечения безопасности жизнедеятельности».

Особенно актуально это для объектов, на которых возможно большое скопление людей: после того как число находящихся на объекте людей превысит 500, они сразу же считаются объектами повышенной опасности. «И потому все системы — электроснабжение, обеспечение питанием, водой и прочие необходимые условия — должны иметь не только достаточный для обычных, нормальных условий ресурс, но и запас прочности на любые непредвиденные ситуации», — подчеркивает эксперт.

Все, чего нельзя избежать, можно хотя бы предусмотреть. А потому вопрос о том, почему аэропорт не был закрыт и при этом оказался абсолютно не готов к зимним условиям работы, остается вопросом, на который администрации, похоже, придется дать ответ.