Ментально Лукашенко остается председателем колхоза

Немецкая печать продолжает комментировать результаты президентских выборов в Беларуси и в связи с ними анализирует возможные экономические перспективы этой страны. Без помощи Запада Лукашенко не обойтись, считают газеты.

Приватизационные чеки (ваучеры), введенные в 1990-е годы, все еще в ходу. Но в приватизации бывших советских госпредприятий в Беларуси граждане так и не участвуют. Одна биржа, правда, есть, но она не работает. По крайней мере, торговля белорусскими акциями не ведется, ибо занявший в 1994 году пост президента Лукашенко приватизацию прекратил, а также запретил торговать акциями частных предприятий.

Самый могущественный человек страны ментально остается председателем колхоза и частных предпринимателей в принципе воспринимает как мошенников. В экономической системе Беларуси дух Лукашенко в общем и целом превратился в материю. Под руководством диктатора в стране построен своего рода государственный капитализм — с пятилетними планами и основными производственными показателями по советскому образцу.

Что касается белорусских частных капиталистов, то государство и бюрократия придерживают их на поводке. От того, кто слишком быстро растет и слишком много зарабатывает, требуют делиться. Предприятие, не принимающее таких правил игры, рискует попасть в немилость, а то и быть уничтоженным властью — в результате многочисленных проверок, которые проводят государственные органы. Как только люди в черном узнают, что какое-то частное предприятие «зарвалось» и выходит за рамки дозволенного, у предпринимателя появляются гости — сотрудники одной из многочисленных служб, начиная от КГБ и заканчивая милицией. Цель дискретного визита — получение мзды.

Что касается реформ, то от них осталась лишь таинственная «директива номер четыре». Как бы то ни было, о крупных политических реформах речи не идет. В противном случае Лукашенко лишился бы важнейшего столпа своей власти, а именно — утратил бы контроль над экономикой. А от этого зависит благополучие каждой из многочисленных групп преданного Лукашенко бюрократического клана.

Для диктатора речь никогда не шла о независимости Беларуси. По возможности он лишь лавирует между Востоком и Западом — причем единственно для того, чтобы сохранить личную власть. Оппозиция питает надежду, что интеграции с Россией, создания действенного Таможенного союза, а затем экономического союза с Россией и Казахстаном не произойдет. Ибо Россия хочет скорейшего вступления во Всемирную торговую организацию. Что же касается Казахстана и Белоруссии, то им до реализации этой цели далеко. Но если один из партнеров окажется в ВТО, а двое других — нет, то Таможенный союз — так же как и «евразийский ЕС» — функционировать не будут.

Тогда, предсказывают наблюдатели, старый спор на предмет дешевого газа и нефти быстро разгорится с новой силой. В итоге Беларусь слегка развернется в сторону Запада. Вот только ответит ли на ее заигрывания Запад, — это вопрос.

Тему продолжает газета Die Welt:

Всего два с половиной месяца назад Евросоюз дал понять, что Лукашенко может рассчитывать на финансовую помощь в размере трех миллиардов евро в том случае, если во время проведения выборов будет прогресс. Спустя долгие годы, в течение которых ЕС дистанцировался от режима, это был кульминационный момент осторожного сближения. Но после воскресных событий оказание такой помощи более чем под вопросом.

То, что Лукашенко нужны деньги для своего планового народного хозяйства, которое на две трети состоит из государственных предприятий, сомнений не вызывает. С одной стороны, экономический рост в Беларуси достиг за первые десять месяцев уходящего года 6,8 процента. С другой стороны, инфляция подскочила почти до 10 процентов. Растет дефицит госбюджета. Но главное — это высокий дефицит баланса текущих статей. Не говоря о том, что объем государственной задолженности за последние три года утроился.