Врач по внутренним болезням: о докторе Хренове

Смешная история, приключившаяся с доктором Хреновым, давным-давно описана в русской классике. Все мы со школьной скамьи помним указания городничего Артемию Филипповичу Землянике: «Без сомнения, проезжающий чиновник захочет прежде всего осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения — и потому вы сделайте так, чтобы все было прилично: колпаки были бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему…

Да и лучше, если б их было меньше: тотчас отнесут к дурному смотрению или неискусству врача».

В попытках ивановского начальства объявить жалобщика самозванцем и сумасшедшим тоже ничего нового нет — Иван Хренов сам себя сравнил с Чацким.

Между тем отчет о посещении больницы «проезжающим чиновником» на сайте этого чиновника пока не претерпел изменений. «До открытия центра, — говорится в нем, — область была на одном из первых мест по количеству сердечно-сосудистых заболеваний в России, сейчас смертность от инфаркта в области снизилась на 25%».

Вон на что наш Чацкий замахнулся!

Теперь он боится, что его «где-нибудь в темном переулке встретят».

Затравленного эскулапа решил поддержать премьер. Разговор был интересный.

«Что, прессуют Вас?» — спросил у Хренова собеседник. «Ну да, угрожают, обещают уволить», — по-ивановски растягивая гласные, подтверждает врач. «Ну, Вы не переживайте, мы Вас в беде не оставим, — заверил его собеседник. — Вы нам звоните, если что».

Тут уж, воля ваша, сами собой вспоминаются не Чацкий, а совсем другие литературные персонажи:

— А, — заикаясь, проговорил он, — а если они опять того…

— Гм… — задумался артист, — ну, тогда приходите к нам опять. Милости просим!

А на днях президент Медведев посетил в Москве «детский сад комбинированного вида», где ему показали бассейн и танец «Мы — дети солнца», причем дети были костюмированы в «в цвета флага РФ». Того и гляди позвонит теперь питомец этого сада президенту и наябедничает, что бассейн разобрали и увезли, а нарядные костюмчики отобрали! И опять начнется канитель: а был ли мальчик? а кому это выгодно заведующую детсадом свалить? И детский коллектив будет дружно осуждать клеветника…

Тут соль даже не в том, кто под кого подкоп ведет и кто доктора втемную использует. А в том, что проезжающие чиновники совершенно не удивляются сообщениям о показухе, потому что сами постоянно ею занимаются. Что такое все эти их «рабочие встречи» в кабинете с подчиненными, если не неуклюжий спектакль на камеру? «Какие меры принимаются для блага народа?» — строго вопрошает хозяин кабинета. «Для блага народа, — докладывает вызванный на ковер, — меры принимаются самые энергичные!»

Колпаки чистые на пациентов надеть, носик припудрить дамочке на операционном столе — это все мелочи по сравнению с ежедневным кремлевским фарсом. Ведь не думает же кто-то, что вот сейчас, на наших глазах, министр самонужнейших дел делает доклад президенту. Ведь все знают, что это реалити-шоу.

Но если телевизор можно взять под контроль, то с блогосферой это гораздо труднее. Любая оговорка первого лица, его неудачный жест или нахальная ухмылка в неподходящем месте тотчас тиражируется на YouTube, глумливо пародируется, становится предметом праведного гнева и издевательских насмешек. Оруэлл на новый лад: Большому Брату некуда деваться — теперь не он, а за ним следят. Это уже не бездарное реалити-шоу, а сеанс с разоблачением.

А ведь в Интернете сидят, по разным оценкам, от 20 до 34,5 миллионов граждан России, причем сидят плотно. Компания TNS, изучающая потребительские рынки, в своем глобальном исследовании Digital Life поставила Россию на второе место в мире после Малайзии по продолжительности пребывания жителей в социальных сетях — в среднем они проводят там 8,1 часа в неделю (в Малайзии — 9, в Турции — третье место — 7,7).

Для этих людей Интернет — зачастую единственный источник информации и единственная среда, где они встречаются с руководителями государства, единственное прибежище страждущей и мятущейся души, единственное отечество.

Россия стремительно эмигрирует в виртуальный мир. В этом мире много грязи, неутоленной злобы, неудовлетворенных комплексов и паранойи, но, в отличие от реала, здесь ты сам формируешь свой контент. Я бы не спешил называть этот мир иллюзорным. Все гораздо сложнее.

Характерно, что Иван Хренов не знает даже, что такое скриншот, и компьютера у него в доме, судя по всему, нет. Блогера на такой мякине, на какой провели его, все-таки не проведешь. Характерно и то, что в свежепостроенные дома деревни Иватино, сгоревшей этим летом, проложили не только телевизионный кабель, но и широкополосный Интернет. Правда, почему-то нигде не написано, подарили ли счастливым жителям компьютеры, чтобы было что подключать к кабелю.