Евросоюз платит обещаниями

Итоги саммита Россия – ЕС свидетельствуют о том, что все более зримые контуры обретает стратегическая позиция Запада по выстраиванию отношений с Россией – получать то, что можно получить, в обмен на благие пожелания и обещания.

СМИ: комментарии «оппонентов»

Такое ощущение, что мы что-то у кого-то клянчим! Дело в том, что это же не проблема наших отношений с какими-то европейскими партнерами, а это проблема Европейского Союза как института, потому что этот институт является постоянным торжищем и они между собой договориться не могут. И европейское правительство не является никаким единым органом. И поэтому это дипломатия, где много демагогии, для того чтобы снять напряжение, в первую очередь с себя. Европа не может заключить соглашение сама с собой, и поэтому у нее возникает огромное количество проблем – они выражаются в том, что им не хватает ВТО или чего-то еще. (Михаил Леонтьев, тележурналист)

Мы возносим триумфальные арки. Президент Медведев уже под ними прошел. Что придет за ним? «Имперское мафиозное государство» (это из WikiLeaks) и его политические интересы или надежный партнер по «модернизации и либерализации»? Если кто-то скажет, что в последнее время значение имеют исключительно экономические интересы, а покупка газа или атомной энергии из России может быть более рентабельной, чем откуда-то еще (хотя скорее ничто не указывает на то, чтобы ситуация, когда поставщик имеет монополию, способствовала бы когда-либо снижению им цен), стоит напомнить об одной детали. У одного важного российского политика (его зовут Владимир Путин) среди многочисленных титулов и званий есть и научная степень кандидата наук. Он получил ее за диссертацию, посвященную очень интересному вопросу: как использовать экспорт энергетического сырья для реализации политических целей России? Президент (ныне премьер) Путин и его помощники (нынешний президент Медведев) в первую очередь, в сущности, занимаются проверкой этой важной диссертации на практике. (Анджей Новак, эксперт по России, профессор Ягеллонского университета, главный редактор журнала «Arcana», Польша)

С тех пор как президент Обама начал свою кампанию по разрядке напряженности в отношениях с Москвой, Вашингтон постоянно «прогибается» перед Россией, стараясь заручиться ее поддержкой в насущных вопросах безопасности. Теперь хозяева Кремля считают себя незаменимыми и хотят извлечь максимум пользы из своего выгодного положения. В первую очередь Россия стремится нейтрализовать НАТО и минимизировать влияние США на мировом уровне. С точки зрения Кремля НАТО остается угрозой, но не потому, что она дестабилизирует Россию, а потому, что препятствует реализации ее имперских амбиций. Президент Дмитрий Медведев шантажирует НАТО, заявляя, что в случае расширения альянса в восточном направлении прекратит всякое сотрудничество с Западом. В этом контексте сотрудничество с Россией по Афганистану, Ирану и режиму нераспространения ядерных вооружений будет зависеть от того, пойдет ли Запад на стратегические уступки России и признает ли за ней право иметь сферу влияния в Евразии. («The Washington Times», США)

Москва с презрением смотрит на политический интеллект НАТО, на ее решимость и сплоченность, полагая, что Соединенные Штаты, Европа и Североатлантический альянс находятся в упадке. Россия полагает, что мы нуждаемся в ней больше, чем она нуждается в Западе. Эти требования подчеркивают уверенность Москвы в том (и об этом говорят многие российские комментаторы), что политика перезагрузки – это признание Америкой своей вины за ухудшение отношений после 2001 года, а также признание права России на исключительную сферу своего влияния в Восточной Европе и на постсоветском пространстве. Тот факт, что России хватило наглости и смелости вообще выдвинуть такое требование, опровергает все ее утверждения о стремлении к партнерству с Западом и заявления о том, что геополитическое соперничество в Евразии ослабло. («National Review», США)

Уступки в отношениях с Россией очень часто означают отказ от фундаментальных ценностей западной демократии и замалчивание проблем с правами человека в России. Замалчивая такие вопиющие факты, мы даем повод российским политикам обращаться с нами так же, как они обращаются со своим собственным народом. Происходящее в России – свидетельство того, как длительное лишение народов права на самоопределение ведет к радикализации. Не стоит ли нам задуматься о том, что несколько пусть маленьких, но стабильных государств безопаснее, чем одно большое и нестабильное? (Дэн Хамилтон, директор Центра трансатлантических отношений в университете Джонса Хопкинса)

В Грузии четко понимают, что времена холодной войны в прошлом, как это понимают и на Западе. Однако не нужно тешить себя иллюзиями, что это понимание так же четко в России. Дух холодной войны все еще движет российским политическим руководством и доминирует в стране. Сожаление по поводу развала СССР, недовольство по поводу появления независимых государств и желание вернуть себе господство над утраченными территориями определяют главные приоритеты России в отношениях со странами-соседями. Только ясные и жесткие сигналы Запада могут помочь России отказаться от иллюзий господства, примириться с реальностью и вступить в конструктивный диалог с Европой и Америкой. Европейским странам жизненно необходимо выработать консолидированную энергетическую стратегию, что поможет им выработать иммунитет против энергетического «диктата» со стороны России. (Георгий Барамидзе, вице-премьер Грузии, министр по европейской и евроатлантической интеграции).

СМИ: комментарии «апологетов»

Саммит Россия – ЕС – очень значимый, поскольку на нем будет поставлена точка в важной, солидной работе по решению всех вопросов, от которых зависело достижение договоренности о вступлении России в ВТО. В последнее время на этом направлении достигнут значительный прогресс. В настоящий момент именно позиция Евросоюза имеет решающее значение для скорейшего и успешного завершения переговоров. Мы подошли к финальной стадии, к компромиссу, и завершение этой работы будет закреплено во время саммита – в совместном заявлении или на пресс-конференции. Будет продекларировано о большом политическом прорыве… Приоритетное внимание на саммите планируется уделить ходу работы по продвижению к безвизовому режиму для взаимных краткосрочных поездок граждан России и ЕС, наметить ориентиры для последующей комплексной работы на этом треке. Это направление становится одним из существенных показателей реальной готовности Евросоюза выстраивать единое экономическое и гуманитарное пространство Большой Европы. Россия рассматривает Евросоюз как естественного стратегического партнера, с которым нас связывают масштабная экономическая взаимодополняемость, общие подходы по многим актуальным международным и региональным вопросам. (Сергей Приходько, помощник президента РФ)

Мы достигли прорыва в двусторонних переговорах о вступлении России в ВТО. ЕС активно поддерживает усилия России стать членом этой организации в 2011 году. Это позволит активизировать торговлю и взаимные инвестиции и будет способствовать нашему общему экономическому развитию. Это также обещает придать импульс переговорам о новом соглашении Россия – ЕС. (Жозе Мануэл Баррозу, председатель Еврокомиссии)

В Брюсселе прошел, пожалуй, самый успешный за последние годы саммит Россия – ЕС. Москва и Евросоюз объявили о завершении переговоров о вступлении РФ в ВТО и заявили, что, по сути, запустили процесс отмены визового режима. У господина Медведева и впрямь появился шанс оказаться тем российским лидером, во время президентства которого Москва после десятилетий переговоров наконец станет членом Всемирной торговой организации. (Владимир Соловьев, «Коммерсант»).

Наш комментарий

Перспективы развития взаимоотношений между Россией и Западом стали темой номер один внешнеполитических комментариев и прогнозов в свете состоявшихся на минувшей неделе многосторонних и двухсторонних встреч президента Дмитрия Медведева с лидерами европейских стран.

7 декабря 2010 года в Брюсселе состоялся очередной саммит Россия – Европейский Союз. Россию представлял президент Дмитрий Медведев, ЕС – председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей и председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу. Евросоюз является главным экономическим партнером России и основным источником иностранных инвестиций, в то же время Россия является ключевым поставщиком энергоресурсов в Европу. Глубину наших отношений подтверждает тот факт, что Россия – это единственная страна мира, с которой ЕС регулярно – дважды в год – проводит встречи на высшем уровне.

К 26-му по счету саммиту Москва и Брюссель подошли с разным настроением. Для Европейского Союза нынешние переговоры – одно из многих протокольных мероприятий, которое, по сути, ничего принципиально не решает. В свою очередь, Россия от встречи с представителями Большой Европы ждет гораздо большего – прежде всего продвижения в решении ряда вопросов, которые в последнее время не дают спокойно спать российскому руководству. В повестке дня они обозначены такой расплывчатой формулировкой, как «обеспечение энергобезопасности». Каждая из сторон пытается подчеркнуть, что тема сотрудничества в сфере торговли углеводородами не является для нее ключевой. Именно поэтому, наверное, и представители ЕС, и члены делегации России в своих интервью в преддверии переговоров в числе наиболее значимых обозначали иные вопросы.

Соглашение по ВТО – наиболее заметный результат саммита Россия – ЕС. Евросоюз и Россия доработали соглашение, которое открывает путь к скорейшему вступлению России во Всемирную торговую организацию. О соглашении объявил в Брюсселе глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. Он назвал «реальной» перспективу вступления России в ВТО уже в 2011 году. «Важнейшим» назвал соглашение по ВТО и президент России Дмитрий Медведев, выступая на заключительной пресс-конференции саммита.

На финишной прямой переговорного процесса между Брюсселем и Москвой главные претензии европейских партнеров к России касались высоких экспортных пошлин на российский лес. А он нужен не для того, чтобы топить им вместо газа дома жителей ЕС (как предположил во время своего визита в Германию в конце ноября премьер Путин), а, например, для деревообрабатывающих предприятий в соседней с Россией Финляндии.

По словам министра экономического развития России Эльвиры Набиуллиной, пошлины на древесину будут постепенно снижены с нынешних 25 процентов. Но до нулевой точки, как это планировалось в 2004 году, когда была достигнута предварительная договоренность об уменьшении пошлин, они все-таки не опустятся. Вторым ключевым результатом переговоров российский министр назвала достижение договоренности о железнодорожных тарифах.

Завершение двусторонних переговоров о вступлении России в ВТО глава Европейского совета Херман Ван Ромпей назвал «значительным шагом вперед» и предложил сфокусировать внимание на завершении многосторонних переговоров о присоединении РФ к ВТО. И здесь открытыми, как сообщается, остается еще много вопросов: и об объемах субсидий аграрному сектору, и о квотах на импорт мяса в Россию, и о некоторых фитосанитарных и ветеринарных мерах.

Когда мы говорим о перспективах дальнейшей интеграции России в экономическое пространство ВТО и объединенной Европы, остается не ясным, в какой мере российскую сторону устраивает роль поставщика сырья. Ведь именно желанием подстегнуть развитие собственной деревообрабатывающей отрасли Москва до сих пор объясняла повышение экспортных пошлин на лес. В этой связи становится понятным внимание участников саммита к еще одному важному вопросу, на который обе стороны делают ставку, – это перспективы сотрудничества в рамках программы «Партнерство для модернизации».

Программа «Партнерство для модернизации» была запущена на предыдущем саммите Россия – ЕС в мае 2010 года. По задумке ее авторов, программа должна вывести взаимодействие России и ЕС на качественно новый уровень. Программа партнерства подразумевает сотрудничество в экономической сфере, в обеспечении внешней и внутренней безопасности, в развитии правосудия, образования, культуры.

На практике к этой программе имеет отношение также и визовый диалог, поскольку сегодня и Россия, и ЕС признают, что исчезновение барьеров для перемещения людей в Большой Европе – это самый эффективный путь к расширению контактов, улучшению взаимопонимания и созданию лучших условий для совместной экономической деятельности. Российское руководство уже многие годы активно добивается от ЕС согласия на обоюдную отмену визовых требований, но Европа не торопится открыться для россиян. В Европе ссылаются на то, что отмена виз приведет к наплыву иммигрантов из России и соседних с ней стран.

Между тем Брюссель недвусмысленно продемонстрировал накануне саммита с Россией двойные стандарты в визовом вопросе. Министры внутренних дел 27 государств Евросоюза в ноябре приняли решение об отмене визового режима для граждан Албании и Боснии и Герцеговины. Ранее аналогичную привилегию получила Сербия. При этом в случае с Албанией и Боснией и Герцеговиной речь идет о наиболее проблемном регионе в плане нелегальной иммиграции и проникновения криминальных структур в страны ЕС. Очевидно, что Европа увязывает решение визового вопроса с уступками со стороны России, в том числе в вопросе Энергетической хартии.

Напомним, что свой план движения к безвизовому режиму с Евросоюзом Дмитрий Медведев передал европейским партнерам на саммите в Ростове-на-Дону летом этого года. С позиций кремлевского пиара принятие медведевского плана европейцами стало бы достойным ответом премьер-министру Владимиру Путину на успех его проекта по проведению в 2018 году в России чемпионата мира по футболу. Однако Европа на этот раз оказалась не столь щедрой по отношению к своему привилегированному российскому партнеру. Получив мяч в виде российских предложений, на своем поле, в стенах Европейского совета в Брюсселе, где и проходил нынешний саммит, европейцы решили потянуть время.

Ряд комментаторов тем не менее восприняли как знак успеха в движении к безвизовому режиму факт выдвижения Брюсселем списка конкретных требований в адрес России, включающего в себя четыре блока, выполнение которых может приблизить полную отмену виз. В первом из них Москве предлагается поработать над обеспечением безопасности удостоверяющих личность документов, перейдя на использование биометрических паспортов, а также сделать обычной практику информирования Интерпола об утерянных либо украденных паспортах. В блоке, касающемся борьбы с нелегальной миграцией и вопросов реадмиссии, говорится о совместном контроле на границах и управлении миграционными потоками, а также о политике предоставления убежища в соответствии с Женевской конвенцией 1951 года и нью-йоркским протоколом к ней. Там же указывается на необходимость формирования общего подхода к управлению границами и совместного контроля за пересекающими их людьми.

Самый любопытный – третий – раздел предложенного ЕС плана называется «Общественный порядок и безопасность». В нем прописано усиление борьбы с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией. России для более решительных антикоррупционных мер предложено наладить сотрудничество с европейскими правоохранительными и судебными органами, в идеале заключив соответствующие соглашения.

В заключительном разделе плана «Международные отношения и фундаментальные права» речь идет о начале реализации антидискриминационной политики, предполагающей полный доступ граждан к получению документов, необходимых для поездок, а также создание условий для свободного перемещения людей в пределах страны проживания. По-видимому, здесь подразумевается упрощение внутрироссийских регистрационных процедур, которые сейчас вызывают много вопросов у ЕС.

На пресс-конференции по итогам саммита руководство Евросоюза официально объявило, что главы внешнеполитических ведомств ЕС и России договорились разработать совместный план движения к безвизовому режиму. Между тем выдвигаемые Брюсселем требования в адрес России фактически предполагают проведение в стране комплексной социально-политической реформы, масштабы которой намного превышают те временные ограничения, которые могут представлять интерес для Дмитрия Медведева и его команды в перспективе 2012 года.

В сложившейся ситуации Москве остается надеяться, что согласование вопросов, связанных с отменой визового режима, продлится меньше, чем насчитывающий уже 17 лет переговорный процесс о вступлении России в ВТО.

На нынешнем саммите шла речь и о работе над положениями нового Базового соглашения между Россией и Евросоюзом, подписать которое не удается по прошествии 11 раундов переговоров. 17 декабря завершится их 12-й раунд. На встрече обсуждались также другие международные вопросы, в том числе урегулирование приднестровского и нагорно-карабахского конфликтов.

И все же центральное место на переговорах заняла тема энергобезопасности. Или, если говорить более конкретно, тема политики Евросоюза в области закупок углеводородов в свете применения «третьего энергетического пакета».

Суть «третьего энергопакета» – в допуске небольших компаний к распределительным сетям и в невозможности для энергетических гигантов владеть ими, то есть быть и поставщиками, и транспортировщиками газа одновременно. Отдельно в «третьем энергопакете» прописано, что указанные правила должны применяться не только к европейским поставщикам, но и к компаниям из третьих стран, работающим в ЕС. В документе отмечается, что власти каждой из стран Большой Европы могут отказать любой фирме в праве вхождения на внутренний рынок страны в двух случаях: если компания не отвечает требованиям разделения добычи и транспорта и если ее появление на рынке может угрожать энергобезопасности членов Евросоюза.

Понятно, что Россия считает обозначенные в документе условия для себя неприемлемыми – они значительно ограничивают доступ того же «Газпрома» к углеводородным рынкам Европы, поэтому предпримет все усилия, чтобы несколько смягчить его положения.

Выдвигая инициативу «третьего энергопакета», объединенная Европа пытается как-то обезопасить себя в энергетической сфере, искусственно создавая необходимость конкуренции там, где ее сложно даже придумать. Ведь согласно выдвигаемым условиям «Газпром» обязан обеспечить прокачку по нашим трубопроводам чьего-то газа в Европу, хотя на сегодня желающих поставлять свои ресурсы через наши трубопроводы нет. Вполне очевидно, что «третий энергопакет» является для европейцев еще одним фактором торга и давления на Россию, попыткой нейтрализовать зависимость от Москвы.

С другой стороны, нашей стране сложно что-то предложить Европе, чтобы добиться послаблений в новых жестких правилах. К тому же многие уступки уже делаются в рамках продвижения Россией концепции единой европейской системы безопасности. Создается впечатление, что, как только Евросоюзу нужно оказать некое давление на нашу страну, он просто ужесточает какие-то правила, которые касаются экономики РФ, и ждет, когда Москва сама предложит уступки, чтобы эти правила отменить.

В итоге все более зримые контуры обретает стратегическая позиция Запада по выстраиванию отношений с Россией – получать то, что можно получить, а взамен раздавать обещания. Пока серьезных изменений эта позиция не претерпела – она такой была в начале 90-х годов прошлого века, такой, по сути, она остается и сейчас. Россия показывает всеми имеющимися у нее способами, что она готова к развитию отношений, причем в совершенно любом формате, и иногда даже готова идти дальше, чем европейские партнеры. Однако европейцы хотели бы видеть от России реальные уступки или движение навстречу в рамках тех проектов, которые им выгодны. В обмен раздаются общие рассуждения о благоприятном климате, о том, что в будущем, конечно, возможно все, но сейчас необходимо пройти еще подготовительные этапы.

Путин и Медведев пытаются пробить некую брешь в этой обороне и достучаться до западных партнеров, но пока КПД их усилий невысок. Остается лишь надеяться, что руководство страны извлекло необходимые уроки из опыта недавнего прошлого, как собственного, так и своих непосредственных предшественников, в части, касающейся эффективности односторонних внешнеполитических уступок во имя эфемерных общечеловеческих ценностей.

С учетом сказанного можно ожидать, что при формальном подтверждении сближения как такового, которое имеет место в этом году между Брюсселем и Москвой, тем не менее какого-то серьезного сдвига в политических отношениях ожидать не приходится. А это значит, что в контексте здорового цинизма нужно переходить к предметной, содержательной составляющей диалога. Здесь у Москвы есть возможности для взаимодействия, и их необходимо использовать.