Япония опасается, что Россия все-таки освоит Курилы

Рабочая поездка первого вице-премьера России Игоря Шувалова на южные Курильские острова вызвала новый протест Японии. Правительство Наото Кана пообещало послать в Москву «решительный сигнал» о том, что подобные действия негативно скажутся на развитии Дальнего Востока. Эксперт увидел в этом попытку оказать давление на Россию, используя ее заинтересованность в экономическом сотрудничестве с Японией.

По словам Шувалова, он посетил Курильские острова Кунашир и Итуруп по поручению президента России Дмитрия Медведева для ознакомления с ходом реализации федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007-2015 годы». В делегацию во главе с Шуваловым вошли представители министерств транспорта, здравоохранения и социального развития. Они осмотрели, в частности, аэропорт «Менделеево», районную больницу и среднюю школу на Кунашире. По итогам поездки первый вице-премьер отметил, что реализация федеральной целевой программы уже принесла серьезные плоды. По его мнению, «главным рецептом успешного социально-экономического развития региона являются усиление конкуренции в среде малого бизнеса и развитие инфраструктуры», пишет «Независимая газета».

Однако японский канал NHK World сообщил, «что премьер-министр России Владимир Путин направил своего близкого помощника проинспектировать два из четырех островов к северу от Хоккайдо, чтобы оценить возможности их разработки». По мнению журналистов, «направив на эти острова своего заместителя, Путин, очевидно, хочет продемонстрировать свою политику их дальнейшего развития в качестве российской территории».

Реакция официального Токио не заставила себя ждать. Премьер-министр Японии Наото Кан выразил «крайнее сожаление» в связи с посещением Южных Курил высокопоставленным российским чиновником, а также распорядился донести его мнение до российской стороны. Первый замглавы МИД страны Кэнъитиро Сасаэ незамедлительно позвонил по телефону послу РФ в Токио Михаилу Белому и выразил ему «сожаление». «Мы направим решительный сигнал о том, что такие действия не станут плюсом для развития Дальнего Востока. Правительство Японии намерено упорно повторять свои заявления протеста и выражать сожаление по поводу подобных акций», — сообщил генсекретарь правительства Японии Есито Сэнгоку.

Напомним, что отношения двух стран по «курильскому вопросу» обострились после того, как 1 ноября Южные Курилы посетил президент Медведев — он стал первым главой России, посетившим остров Кунашир после его присоединения к СССР в 1945 году. Тогда Медведев заявил, что считает острова стратегически важным для России регионом, и подчеркнул, что Россия не изменила своей позиции по вопросу «северных территорий». В ответ Токио отозвал из Москвы своего посла для консультаций. Но после встречи лидеров двух стран на саммите АТЭС в середине ноября ситуация временно нормализовалась.

Руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов отметил, что «трудно предполагать, какие именно сигналы будет посылать японское правительство России и как визиты российских руководителей на Южные Курилы могут негативно сказаться на развитии российского Дальнего Востока». По мнению эксперта «НГ», реакция Японии на поездку Шувалова — очередная «попытка увязать экономику и политику в российско-японских отношениях и стремление использовать заинтересованность России в экономическом сотрудничестве с Японией с целью получить от нее уступки в территориальном споре вокруг этих островов». Кистанов, однако, усомнился в том, что «японская сторона обладает какими-то серьезными рычагами в этом плане». Он пояснил, что в настоящее время Россия и Япония не являются важными партнерами друг для друга в сфере торговли или инвестиций (Япония занимает лишь 11-е место в списке торговых партнеров России).

«Независимо от территориального спора российско-японское сотрудничество, в том числе на Дальнем Востоке, будет продолжаться в тех сферах, где имеется взаимная заинтересованность и должная конкурентоспособность. Например, Япония вряд ли откажется от строительства во Владивостоке завода по сжижению газа объемом 5 млн. тонн в год. Вкупе с сахалинским газом, который уже поставляется в Японию, это обеспечит 10% импорта и существенную диверсификацию внешних источников этого важного энергоносителя», — рассказал эксперт «НГ».

Он считает, что серьезных экономических санкций после громкого заявления Японии ожидать не стоит. Оно скорее вызвано ощущением японской стороны, что Россия всерьез взялась за хозяйственное освоение Южных Курил, что в глазах японцев понижает шансы на их передачу Японии.

«Нельзя также сбрасывать со счетов внутриполитические соображения: рейтинг кабинета Кана в последнее время опустился до рекордно низкого уровня в 21%. А положение самого Сэнгоку тоже весьма шаткое в связи с недавно принятой в парламенте резолюцией о его несоответствии занимаемой должности. Поэтому, видимо, японские политики сейчас пытаются набрать очки на внешнем фронте», — заключил Валерий Кистанов.