Лидеры стран СНГ встретились в Москве

В минувшую пятницу в Москве состоялось очередное заседание Совета глав государств СНГ, а также встреча лидеров Организации Договора о коллективной безопасности, являющейся военно-политическим «ядром» Содружества.

В повестке дня значились самые разные вопросы политического, экономического и гуманитарного сотрудничества. По итогам встречи было подписано более 20 документов, в том числе, о ходе подготовки проекта Договора о зоне свободной торговли, о Стратегии международного молодежного сотрудничества государств СНГ на период до 2020 года, об объявлении 2011 года Годом повышения продовольственной безопасности в Содружестве. Также были утверждены решения о взаимодействии государств – участников СНГ в рамках ОБСЕ, о Концепции военного сотрудничества государств СНГ до 2015 года, о Плане мероприятий по реализации Концепции согласованной пограничной политики государств Содружества на 2011 – 2015 годы, а также Договор государств – участников СНГ о межгосударственном розыске лиц.

Также приняты решения о Межгосударственной программе совместных мер борьбы с преступностью на 2011-2013 годы, о Программе сотрудничества государств СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2011-2013 годы, о Программе сотрудничества стран СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействии наркомании на 2011-2013 годы, о Программе сотрудничества СНГ в борьбе с торговлей людьми на 2011–2013 годы.

В ходе итоговой пресс-конференции Дмитрий Медведев заявил, что 2010 год был в целом неплохим для Содружества независимых государств, отметив выход на соглашение о зоне свободной торговли: «соответствующие документы будут в ближайшее время подписаны». Российский президент признал, что у СНГ не так много достижений в экономическом плане, вместе с тем констатировав неплохо налаженную работу в сфере гуманитарного и культурного сотрудничества. Особо были выделены проведенные в странах СНГ мероприятия, посвященные празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Вместе с тем, не может не обращать на себя внимания сугубо общий и декларативный характер большинства подписанных документов – при том, что проблемы, например, торговли людьми или противодействия наркотрафику являются как никогда актуальными для постсоветского пространства. А вопрос о молодежном сотрудничестве принимает и вовсе драматический оттенок с учетом изменения этнического баланса в населении крупных и не очень российских городов и связанного с этим роста массовых антимигрантских настроений в среде активно пользующейся Интернетом части населения.

Что же касается ОДКБ, то естественным образом в фокусе как дискуссий, так и публичных заявлений оказались трагические июньские события в Киргизии, давшие немало поводов к дискуссиям о состоятельности ОДКБ как организации, способной эффективно реагировать на масштабные кризисы не только в собственных рядах, но и за их пределами. Как и следовало ожидать, сенсаций здесь не произошло. Президент России вновь подтвердил «взвешенную, аккуратную позицию», занятую ОДКБ «на основе ее международного мандата», добавив, впрочем, что «ОДКБ может быть более мобильной, но при этом организация не утрачивает своих основных функций и не изменяет принципу консенсусного принятия решений». По результатам форума было подписано, наверное, рекордное число документов – целых 34, включая пять соглашений и пять протоколов, а также два десятка решений Совета коллективной безопасности организации. Был принят и совершенно новый документ – Положение о порядке реагирования на кризисные ситуации ОДКБ. Объявлено о проведении в 2011 году учений объединенной системы ПВО, как в рамках ОДКБ, так и в рамках СНГ.

Всё это может оказаться весьма актуальным. 2010 год был отмечен на постсоветском пространстве противоречивыми тенденциями. Состоявшиеся в феврале президентские выборы на Украине и свержение двумя месяцами позже режима Курманбека Бакиева в Кыргызстане, казалось бы, подвели символическую черту под специфическим наследием «цветных революций». Однако последующие события показали подспудное (а иногда и явное) накопление конфликтогенного потенциала. Причем, внешний фактор во внутриполитических процессах в странах СНГ, хотя и стал менее заметен, чем пять лет назад, но, тем не менее, по-прежнему играет существенную роль. Конечно, общая история и культурное взаимодействие – это очень важно, хотя, если говорить откровенно, и здесь не все гладко. Создание общего учебника истории даже между Москвой и Киевом, о необходимости которого было заявлено на высоком политическом уровне, так и является, похоже, делом неопределенного будущего, в то время как на официальный сайт президента Украины вернулась страница, посвященная «голодомору».

Помимо разнобоя в интерпретации исторических фактов, появляются все новые и новые разделительные линии, актуализируются уже существующие. Скандалы между Москвой и Минском; российско-грузинский «тупик»; бесконечный внутриполитический кризис в Молдове; резко ужесточившаяся после саммита ОБСЕ в Астане азербайджано-армянская риторика; признаки грядущих конфликтов вокруг перераспределения водных ресурсов в Центральной Азии; успех партии «Свобода» в ходе местных выборов на Украине – все это лишь некоторые, причем, крайне тревожные симптомы.

Достаточно противоречивые процессы идут также в сфере экономической интеграции. По мнению некоторых экспертов, нынешнее состояние российской экономики не позволит Москве выступать в ближайшие годы с крупными проектами, рассчитанными, в том числе, и на соседей по СНГ. Доля стран Содружества во внешнеэкономических связях СНГ стабильно стагнирует, при том, что она имеет более сбалансированную структуру, нежели торговые связи с «дальним зарубежьем». В этом контексте надо четко представлять себе, каким образом заявленное соглашение о зоне свободной торговли будет «стыковаться» с подписанным накануне Россией, Белоруссией и Казахстаном документом о Едином экономическом пространстве. Вообще, следует согласиться с мнением о том, что возникновение новых интеграционных форматов на постсоветском пространстве без эффективного использования потенциала уже существующих вносит в и без того непростые отношения партнеров по СНГ дополнительную сумятицу и неразбериху.

Необходимо отметить также, что любое, пусть даже на уровне риторики, сближение России с НАТО, дальнейшее усиление зависимости от мировой финансово-экономической конъюнктуры неизбежно будет ставить перед Москвой сложные вопросы, ответы на которые напрямую зависят от уровня реальной, а не декларируемой интеграции в рамках СНГ, ОДКБ, а также ЕврАзЭс и Таможенного союза. В начале декабря здесь были достигнуты определенные успехи, в частности, подписано соглашение о Едином экономическом пространстве, которое должно в полную силу заработать, начиная с 2012 года.

Крайне важно, чтобы эти соглашения, а также документы, с пафосом подписываемые на различного рода форумах и деловых советах, стали бы реальными инструментами для совместного развития стран СНГ. Иначе за ними в мировом разделении труда окончательно и бесповоротно закрепится ниша сырьевых и иных ресурсов. А это способно привести к новым крупномасштабным конфликтам, обозначив предел их существованию в качестве самостоятельных субъектов внешнеполитической деятельности. И никакие коллективные силы быстрого реагирования, порядок работы которых был частично регламентирован в ходе форума ОДКБ, не помогут.