Чиновники вне зоны ответа

Помните, что сразу сделали большевики, захватив власть в 1917-м? Они сняли с себя все обязательства царского правительства — как долговые, так и все прочие. В 1991-м, после развала СССР, новые российские власти повели себя поприличнее — они провозгласили новую Россию правопреемницей СССР, в том числе его долгов, но также и его собственности. За собственность, правда, пришлось посутяжничать (прежде всего с Украиной), но в целом постсоветская Россия свое правопреемство отстояла.

Новая Россия — да, отстояла, а вот чиновники новой России ведут себя ровно как большевики. Почти всякий новый начальник, оказавшись вдруг в начальственном кресле, от занятия которого хоть что-то зависит, начинает вести себя так, как будто до него никого не было, и именно он начинает все регулировать с самого начала, как ему заблагорассудится. Нет, разумеется, речь не идет о переписывании конституционных основ или других основополагающих актов. Просто всякий раз создается, как бы это сказать, такой начальственный специфический стиль, подстраиваться под который многим обходится весьма дорого и хлопотно.

Новое начальство говорит: все, что было раньше, было незаконно. То есть оно не хочет признавать правопреемственность на основе выданных ранее такими же представителями государственной власти, как оно, бумаги, печати, лицензии, разрешения и справки.

За ошибку чиновника или его умышленный бюрократический саботаж государство вообще у нас не несет никакой ответственности. Отвечает всегда налогоплательщик — обыватель, предприниматель и другие потребители государственных «услуг». Это им тратить время и деньги
и собирать по новой очередные свидетельства, справки, обновлять (зачем-то!) лицензии, разрешения и прочую бюрократическую макулатуру по новой форме или новой прихоти.

Общим местом стало на всяких семинарах, конференциях и симпозиумах говорить, что в России — плохой инвестиционный климат. Мол, непредсказуемость правил, бюрократический произвол и т.п. Однако мало кто живописует детали. Они же таковы, что, прознав про них, бизнесом в нашей стране станет заниматься либо кто-то большой и сильный, не жалеющий денег на взятки, либо тот, кто может поднять трубку и пожаловаться напрямую в Кремль.

Вот пара таких «милых» деталей.

Что происходит в канун Нового года? Правильно, обычно идет основная волна экспортно-импортных операций, особенно по госпоставкам, так как у нас принято бюджетные деньги тратить чуть ли не все в последнем квартале. И в эту чудную пору — надо же такому случиться — у грузового терминала аэропорта «Шереметьево-1», через который идет немалая доля грузов, вдруг кончается (аккурат 1 декабря) какая-то там таможенная лицензия. Думаете, за это ответит тот, кто это прошляпил и «выставил на деньги» десятки и сотни поставщиков? При этом мало какой иностранный наблюдатель вообще поймет, зачем такому аэропорту что-то там продлевать. А продлевать, оказалось, надо потому, что у нас тут образовался некий Таможенный союз. Который объявили родившимся задолго до того, как подготовились к работе по новым правилам. Теперь экспортеры и импортеры в панике (конец года, срыв поставок и пр.) мечутся по чиновничьим коридорам в поисках тех, кто отвечает за новые регламенты, и тех, кто их выдает. Найти могут далеко не все. Люди, причастные к процессу, в один голос вам скажут, что ситуация близка к полному бардаку. Который обойдется российскому бизнесу в сотни миллионов долларов убытков. Особенно сочными выражениями
характеризуют Росприроднадзор, который вроде теперь должен что-то там по-новому регламентировать, но как это делать, чиновники покамест просто не знают. И пребывают при этом в полном спокойствии. Потому что не им отвечать.