Кудрин пожаловался на Путина

Сегодня на научно-практической конференции в Счетной палате, в которой участвовал первый вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, стало ясно, что в правительстве «согласья нет». И нет его до такой степени, что Кудрин даже опосредованно пожаловался аудиторам на своевольное обращение правительства с бюджетом: вставляет в него новые программы в последнюю минуту либо и вовсе, когда бюджет уже утвержден.

Министр финансов пожаловался, что правительство зачастую принимает решения спонтанно, а новые программы разрабатывает спешно, в течение двух-трех месяцев, нередко, когда законопроект уже обсуждается в Госдуме. Случается, что в ходе исполнения бюджета появляются новые задачи, которые в середине года вставляются в бюджет. «Это менее всего продумано, как правило»,— говорит Кудрин.

Он обратился к главе Счетной палаты Сергею Степашину и аудиторам СП с просьбой не давать ходу этим инициативам: «Пресекайте действия правительства по изменению бюджета и постановке новых программ в течение года, пишите замечания»,— передает его слова РИА «Новости».

Из сказанного видно, что управление экономикой в части бюджета «в ручном режиме», которое так любит премьер-министр и которое так выигрышно смотрится по телевизору, Кудрину надоело. Кому решение популистских целей и игра на телекамеру, а ему потом – головная боль. Ведь надо всякий раз думать, где взять денег на новые задачи. В этой части министру финансов хотелось бы бюджетной стабильности.

Немногим ранее Кудрин обратил внимание правительства на то, что в бюджете нет средств на выполнение одной из последних инициатив президента РФ – преобразование милиции в полицию, и предложил созвать расширенное заседание правительства, чтобы сообща решить, где деньги взять.

Сегодня же Кудрин выступил против частичного перераспределения средств бюджета с федерального на региональный уровень. Если это сделать, заметил он, то задача укрепления обороноспособности страны окажется невыполнимой.

Кроме того, напомнил он: «Если с федерального уровня вычесть все расходы на пенсионные трансферты, расходы регионам в виде субсидий, то соотношение расходов составит 50 на 50. Возникает вопрос, кто кому должен помогать?»

Кудрин отметил, что необходимо более строго соблюдать правила бюджетной системы, в том числе в сфере распределения ответственности между уровнями власти и более четкого выполнения поставленных задач. В условиях, когда обязательства, взятые на себя бюджетом страны, растут, а доходы от нефтегазового сектора падают, возрастает роль долгосрочного планирования, в частности планов на 3–7 лет вперед.

По поводу нефтегазовых доходов Кудрин полон пессимизма. По его словам, цена российской нефти еще никогда не держалась выше $70 за баррель на протяжении более чем двух лет подряд. Министр предсказывает падение цен до уровня $60 за баррель, но не говорит, когда это может случиться, хотя и уверен, что в течение ближайших трех лет. И называет период, на протяжении которого такая цена продержится – полгода.

Этого времени хватит, чтобы привести к значительным проблемам с дефицитом бюджета. Дефицит сейчас достаточно высок (4,6% ВВП), несмотря на заложенную довольно оптимистичную цену нефти ($75 за баррель). В то же время дольше, чем три года, бюджет не должен быть дефицитным – такая задача поставлена премьером. Получится ли ее выполнить, не знает никто.

Тем временем цены на мировом нефтяном рынке пока никак не подтверждают прогноз Кудрина. Цены на нефтяные фьючерсы Middle East Crude Oil на Tокийской товарной бирже выросли в среднем на 1,3%. По итогам торгов цена наиболее активного по сделкам фьючерса (май) составила 46,79 (+0,58) тыс. иен за килолитр (примерно 88,58 долл. за баррель). По состоянию на 11.55 мск баррель нефти марки Brent стоил 91,62 долл., что на 0,94% выше цены последней сделки предыдущего дня.

Есть и другая хорошая новость. В целом нефтегазовый сектор к 2020 году будет играть для российского бюджета меньшую роль, уверен Кудрин. Его доля в доходах страны снизится до 13% ВВП с 17% в 2009 году. Объем добычи сокращается и, по прогнозам, в ближайшие годы или не будет расти, или рост будет незначительным, пояснил Кудрин. Правда, он не уточнил, за счет чего это произойдет – упадет ли добыча нефти и газа или же модернизация экономики, о которой столько говорят, начнет приносить первые плоды.