В Брюсселе состоялся традиционный саммит Россия-Евросоюз

В Брюсселе состоялся традиционный саммит Россия-Евросоюз, ставший очередным этапом в развитии отношений между двумя полюсами силы на старом континенте. Встречи подобного формата давно уже перестали быть чем-то из ряда вон выходящим, но это можно только приветствовать — наступила пора спокойного взвешенного диалога между Россией и ЕС, в ходе которого решаются пусть и негромкие, но важные задачи сотрудничества и взаимодействия.

На этот раз в фокусе внимания были две проблемы — вступление России во Всемирную торговую организацию и отмена виз. Кроме того, рассматривалось множество иных частных задач. ВТО и Евросоюз связаны между собой постольку, поскольку для вступления в первую организацию требуется согласие всех ее членов, в том числе и ЕС, выступающего в данном случае как единое целое со своей собственной позицией. Перед началом саммита, буквально за четыре часа, министр экономического развития Эльвира Набиуллина и еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт подписали меморандум о взаимопонимании по условиям присоединения России к ВТО. Как сказал де Гюхт, «мы достигли соглашения по всем ключевым двусторонним вопросам, например, по экспортной пошлине на древесину и железнодорожным тарифам». Он высказал уверенность в том, что Россия сможет вступить в ВТО еще до конца 2011 года.

Об этом же сказали Дмитрий Медведев и председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. Российский президент сказал: «В принципе после наших договоренностей с Соединенными Штатами Америки и с Евросоюзом присоединение России к ВТО практически становится реальностью. Я доволен, как сложился в этом плане этот год. За все десятилетия переговоров этот год действительно был самый удачный». А Баррозу добавил: «Если Россия вступит в 2011 году в ВТО, это повлияет на переговоры по заключению всестороннего соглашения в области инвестиций и торговли. Это уже реальный шаг».

Естественно, возник вопрос — а как же быть с членством России в Таможенном союзе?

Дмитрий Медведев ответил на него так: «Мы будем вступать в ВТО отдельно, но, состоя в Таможенном союзе, одно другому не противоречит. И это все должны понять — это совершенно нормальная ситуация. Союзов может быть много, а ВТО у нас одна». Этим он недвусмысленно дал понять, что приоритеты РФ все-таки лежат в плоскости ВТО. Его поддержал Баррозу: «Конечно, Россия может вступить в ВТО, будучи членом Таможенного союза. И мы очень надеемся, что рано или поздно другие члены Таможенного союза также вступят в ВТО. Но совершенно не обязательно им вступать в ВТО одновременно. Так что мы надеемся в будущем году увидеть Россию среди членов ВТО».

Визовый вопрос оказался куда более сложным. Оно и понятно — Евросоюз обеспокоен потенциальным наплывом беженцев, которые могут проникнуть в него через Россию в случае отмены виз. Да и угроза свободного перетекания в Европу криминальных и террористических элементов существует реально. Ведь РФ — страна, где продолжается конфликт на Северном Кавказе, и где преступные кланы орудуют вполне открыто, как показали, например, события в станице Кущевской.

Для Москвы же отмена виз — вопрос национальной чести. Ей хочется, чтобы Европа видела в ней собеседника на равных, а не того, от кого нужно отгораживаться визовыми барьерами. Дмитрий Медведев заявил: «Мы понимаем две вещи. Во-первых, виз быть не должно. И, во-вторых, это нужно сделать так, чтобы не разбалансировать ситуацию в Евросоюзе. Как достигнуть этой цели при наличии двух этих условий? Собственно, об этом и идет основная дискуссия. Но нам нужно двигаться вперед. Мы должны думать и об облегчении визового режима, и о региональных соглашениях. Поэтому я надеюсь на то, что диалог здесь будет продолжен».

Его визави были куда более абстрактны, не желая вдаваться в конкретику и, тем самым, обижать гостя. Баррозу поэтому тщательно подбирал выражения на пресс-конференции: «В первую очередь, хочу сказать, что мы обязательно будем следовать нашей общей цели — учредить безвизовый режим между Россией и Евросоюзом. Прогресс заключается в том, что министры договорились о том, что мы должны добиться выполнения этой цели, но мы находимся в процессе. Я не говорю, что мы прямо сейчас и очень скоро получим безвизовый режим. Но мы договорились, что мы должны стремиться к этому… Мы должны договориться с 27 государствами-членами, нам нужно единогласное решение, нам нужна поддержка всех государств».

Из всего этого следует, что в ближайшие 5-10 лет России не стоит рассчитывать на то, что ее граждане будут ездить в Европу беспрепятственно. Думается, российский президент и не рассчитывал на реальные сдвиги в этом направлении, ему важнее было психологическое давление на своих партнеров по переговорам, постоянная демонстрация актуальности для РФ этой темы.

Также среди рассмотренных тем были поставки энергоносителей, в первую очередь, газа, взаимодействие в рамках ОБСЕ, особенно, касательно неурегулированных конфликтов, таких как приднестровский, осетинский, абхазский или нагорно-карабахский, и ситуация с защитой прав человека уже, собственно, в России. Также не обошли стороны вопрос финансовой устойчивости Евросоюза, от чего, в первую очередь, зависит положение его валюты — евро.

Как оказалась, Россия не готова работать в рамках ныне действующей Энергетической хартии, поскольку она слишком выгодна для импортеров, но не для экспортеров. Медведев также уточнил: «Я недавно встречался с президентом Януковичем. И хотел бы сказать, конечно, что сегодня наши отношения с Украиной существенно отличаются от того, чтобы было еще некоторое время назад. Но речь не может идти ни о каких гарантиях. Лучшая гарантия — это деньги, деньги, которые платятся за поставленный газ. Поэтому будут деньги — будет газ. Это абсолютно нормальный подход». Говоря иначе, он дал понять ЕС, что проблема кроется в Украине, в ее способности оплачивать поставки газа.

Как бы отвечая ему, Баррозу заметил: «Совсем недавно президент Украины приезжал в Брюссель, и он также дал нам свои заверения, что не будет негативных явлений на Украине по поводу поставок газа в Европейский союз… Мы теперь разработали очень хорошие конструктивные отношения с Россией в области энергетики. Поэтому, я надеюсь, что эти проблемы, которые были в прошлом, больше не повторятся».

Со своей стороны, Медведев похвалил европейские власти за их валютную политику: «Мои коллеги рассказали нам о том, что предпринимается для того, чтобы решить те проблемы, выйти из тех сложностей, которые существуют. Как мне представляется, это абсолютно разумные и скоординированные шаги… Мы уверены в том, что евро как мировая резервная валюта показала свою состоятельность… Мы уверены в хороших перспективах евро».

На европейском направлении Россия выстраивает предельно осторожную политику. Упор делается на двусторонние отношения. Последний и самый свежий пример — Польша, в ходе визита в которую Медведеву удалось преодолеть стену недоверия между двумя странами. Существуют давние и крепкие отношения по линиям Москва-Берлин, Москва-Париж, Москва-Рим. Отношения с Брюсселем поэтому являются в известной мере дополнением к этим двусторонним контактам. Но, следует иметь в виду, что в перспективе роль Еврокомиссии и Европарламента будет возрастать, поэтому, уже сегодня надо заложить как можно больший задел в этих отношениях. Проблема виз уже показала всю важность взаимодействия с Европой в целом.