Скандал вокруг WikiLeaks и американская надменность

В интервью телеканалу «Си-Эн-Эн» Владимир Путин заявил, что нашел грубыми и неэтичными высказывания американских дипломатов о нем и президенте Дмитрии Медведеве.

«Откровенно говоря, мы не подозревали, что это (оценка взаимодействия) будет сделано с такой надменностью, грубостью и столь неэтично»,- заявил он. Он также сказал: «Когда мы разговариваем с нашими американскими друзьями и говорим им, что есть извечные проблемы в этом отношении (относительно демократичности выборов в США), мы слышим от них: «Не вмешивайтесь в наши дела. Это наши традиции, и мы не собираемся ничего менять». Мы и не вмешиваемся. Однако я хотел бы посоветовать нашим коллегам: «Не вмешивайтесь и вы в суверенный выбор российского народа». Можно в связи с этим предположить, что Путину крайне не нравятся попытки администрации США противопоставить ему Дмитрия Медведева. Но это — не единственный вывод из скандала вокруг файлов «ВикиЛикс».

США сами начинают страдать от своего детища

Во-первых, обнаруживается, что США, которые являются на сегодняшний день, пожалуй, самой развитой страной в области информационных технологий, сами начинают страдать от своего детища. Когда в Соединенных Штатах создавалось Агентство национальной безопасности (АНБ) — по некоторым оценкам, самая могущественная разведывательная структура США с бюджетом, намного превышающим бюджет ЦРУ, Америка, видимо, не подозревала, что опасность для конфиденциальности американских систем связи — и военных, и разведывательных структур — будет исходить совсем не от террористов. Угроза пришла со стороны людей, которые начали пользоваться Интернетом для того, чтобы выкладывать в сети секретные документы, закрытые дипломатические депеши и т. д.

Само же АНБ занимается, по имеющейся информации, глобальным прослушиванием телефонных разговоров, отслеживанием интернет-сообщений, спутниковой разведкой, пытается внедриться в информационные системы других государств. И на это тратится примерно от 6 до 10 миллиардов долларов в год. И эта гигантская сумма направлена на то, чтобы укрепить безопасность Америки. Однако владелец одного сайта, получивший доступ к закрытой информации, делает это агентство, по крайней мере в этой части, абсолютно беспомощным. И несмотря на все те средства электронной разведки, слежения, находящиеся в распоряжении АНБ, оно не в состоянии прекратить деятельность одного лишь интернет-ресурса, поставившего перед собой задачу обнародования вещей, которые США не хотели бы афишировать перед внешним миром.

Второе, что становится очевидным,- это повышение прозрачности закрытых структур. Такую прозрачность не стоит переоценивать, и, тем не менее возможность представить в Интернете практически любую информацию таит в себе для них немалую опасность. Скажем, фотографии, сделанные любительской камерой, а не шпионской аппаратурой, но имеющие огромную разоблачительную силу. Выясняется также, что люди, которые вступают в тесное общение с такими структурами, могут оказаться уязвимыми. Они, в порядке доверительного общения, сообщают американским дипломатам или специалистам что-то конфиденциальное, потом их высказывания цитируются в служебной переписке американских государственных органов, а в конечном итоге попадают во Вемирную паутину и становятся общедоступными.

Сейчас те, кто слывет американскими друзьями, станут осторожнее

Третье, что ставит США в очень неловкое положение,- это ставшее достоянием гласности истинное отношение американских официальных лиц к лидерам других государств, к другим странам вообще, их истории, культуре. Дело даже не в том, что в дипломатической переписке иранского лидера Ахмадинежада сравнивают с Гитлером, — это избитое пропагандистское клише, используемое в американской печати. И не в некоторых комментариях относительно руководителей России. Хуже всего пришлось американским союзникам. Они исходят из идеи близкого и долгосрочного стратегического союза с Америкой, защищают американские интересы. И вдруг посол США в ФРГ, например, начинает выдавать такие характеристики ведущим германским политикам, от которых тем становиться просто не по себе. Или Николя Саркози, которого во французской прессе окрестили «Саркози-американец», в силу его симпатий к США, вдруг выясняет, что, по мнению американских дипломатов, он — «голый король».

Сейчас те, кто слывет американскими друзьями, станут осторожнее, ибо трудно не заметить большую дозу лицемерия и двойной морали, которая вытекает из таких характеристик, дающихся не врагам, что было бы нормально, а близким друзьям Америки. Я уже не говорю о ставших достоянием гласности распоряжениях Хиллари Клинтон шпионить — иначе и не скажешь — за генеральным секретарем ООН и ведущими сотрудниками этой организации. Барак Обама пришел в Белый дом с целью улучшить имидж США во всем мире. Однако публикации «ВикиЛикс» наносят еще один ощутимый удар по международному имиджу США, и Барак Обама ничего не может с этим поделать.