Анатолий Баранов: Кремль в дурацком колпаке

Реакция официальной России на публикацию документов Wikileaks оказалась более чем спокойной. В Кремле, в свою очередь, «не нашли ничего интересного или заслуживающего комментариев в материалах, опубликованных на сайте Wikileaks», заявила пресс-секретарь президента РФ Наталья Тимакова. Она отметила, что «вымышленные голливудские герои вряд ли нуждаются в комментариях».

Сегодня утром в прямом эфире ВВС я уже сказал, что реакция российских властей на публикацию документов Wikileaks — это не хорошая мина при плохой игре, а одетая в дурацкий колпак далеко не самая умная физиономия. Но эфир — вещь такая, что всего не скажешь. Тимакова, конечно, девушка хорошая, но могла бы, наверно, с кем-нибудь из старших посоветоваться, прежде чем надевать колпак. Впрочем, в этом же головном уборе оказался и министр Лавров, высказавшийся в том же ключе, и пресс-секретарь премьера Песков, сказавший, правда, более обтекаемо: «Прежде чем судить и давать комментарии, необходимо посмотреть оригинал текста, если таковой имеется. И, кроме того, убедиться в правильности перевода тех или иных слов и выражений, и только тогда можно что-то говорить». Так что, видимо, «клоунская» реакция российской администрации — это согласованная позиция. Видимо, в Кремле решили, что дураком выглядеть предпочтительней.

На этом фоне заявления практически всех правительств, от США до Пакистана очевидную подлинность документов Wikileaks под сомнение не ставят — да и трудно себе представить технически фальсификацию 250 тысяч документов, проделанную таким образом, что она не была бы разоблачена немедленно. К тому же австралийская администрация пытается предъявить Джулиану Ассанджу претензии в разглашении секретной информации, а не во взломе сетей, не в незаконном проникновении и т.п. Это все равно, если бы грабителю банка претензии были предъявлены не за грабеж и взлом сейфов, а только лишь в пользовании краденым. Всем, в общем, ясно, что Wikileaks получил огромный массив закрытой информации из весьма влиятельного источника, ставившего цель взорвать мировую политику и нанести серьезный удар прежде всего по американской администрации — это явно не похоже на деятельность донкихотов-одиночек, тем более, что информация поступает явно из разных источников, то есть если бы источник был один, он был бы вычислен и перекрыт уже давно. Такого рода информация могла быть слита структурой, скажем, типа Агентства национальной безопасности, руководство которого действовало бы, допустим, в интересах республиканцев и намеревалось утопить администрацию Обамы.

В этом плане интересна реакция прежнего президента-республиканца Дж.Буша, который, уйдя из Белого дома, резко поумнел. «Будет очень трудно сохранить доверие иностранных лидеров. Если вы поговорили с иностранным лидером и все потом оказалось в газете, им это не понравится. Мне это не нравилось», — признался экс-президент США, выступая в штаб-квартире Facebook в Калифорнии.

«Утечки информации наносят большой ущерб, и люди, «сливающие» информацию, должны быть наказаны», — сказал Буш, слова которого приводят американские СМИ. Понятно, что утечки и слив информации могут быть поставлены в вину только действующей администрации.

Что до российской администрации, то публикации Wikileaks на самом деле выставляют ее в очень невыгодном свете, и дело вовсе не в том, что кто-то назвал Путина «альфа-самцом» или сравнил отношения Медведева и Путина с Бэтменом и Робином — это как раз интересно только светским хроникерам. Россия попала в первую десятку стран, которые чаще всего упоминаются в материалах, полученных Wikileaks, и, что естественно, внешняя политика Кремля действительно оказалась похожа на вывернутое грязное белье.

Вот, например, берем беседу между французским министром обороны Эрве Мореном и его американским коллегой Робертом Гейтсом 8 февраля в Париже.

«Сделка подает неверный сигнал России и нашим союзникам в Центральной и Восточной Европе», — приводятся в документе заявления Гейтса, который отметил, что страны Восточной Европы «до сих пор остерегаются России и не знают, насколько можно доверять Западу».

Министр обороны Франции в беседе с Гейтсом, поясняя позицию французской стороны, заявил, что сделка не повлияет на усиление военного потенциала РФ, а, следовательно, о беспокойстве по поводу безопасности речи не идет.

То есть если раньше о бессмысленности для России приобретения десантного вертолетоносца «Мистраль» говорили только российские эксперты, включая и автора этих строк — говорили именно в том ключе, что в сделке просматривается только коррупционная составляющая, а не интересы обороноспособности страны, то теперь это подтверждено словами министра обороны Франции. Если сделка не повлияет на усиление военного потенциала РФ, то зачем она? Ну а если вспомнить, что за проектом покупки «Мистраля» стоит премьер Путин и еще ряд высших должностных лиц страны, размеры персональных выгод даже представить себе трудно.

Понятно, почему официальные лица предпочитают говорить о «голливудских фантазиях» из-под дурацкого колпака, а не о масштабах коррупции в стране, которые приняли уже глобальный характер. В документе со ссылкой на российских специалистов утверждается, что «Иран стремится заполучить такое оборудование как измерительные приборы, высокоточные линзы, индикаторы давления, различные материалы и технологии для создания новых ракетных двигателей как в России, так и от источников в Западной Европе».

В числе прочих материалов, представляющих собой секретную переписку дипломатов США, на сайте опубликован отчет о встрече российских и американских экспертов, посвященной оценке ракетных угроз. Этот документ датирован февралем 2010 года, на нем стоит гриф «секретно». Глава американской делегации Ванн ван Дипен в подробностях излагает содержание встречи с представителями РФ. В документе со ссылкой на выступление представителя РФ говорится, что «и Иран, и Северная Корея, как представляется, серьезно зависят от нелегальных поставок оборудования и технологий для развития ракетных программ и оружия массового уничтожения (ОМУ)». Откуда могут поступать такие технологии, наверно, понятно — только оттуда, где они есть. И утечка таких технологий, как и материалы Wikileaks, не может быть инициативой частных лиц или чиновников среднего уровня. Военно-технической сотрудничество с зарубежными странами, и особенно в том, что касается Росатома, контролируется высшими должностными лицами страны. Которые, видимо, даже в стратегических вопросах «путают собственную шерсть с государственной».

«Обнародование этих сведений — это беспрецедентное явление, которого не было в истории мировой дипломатии. Что же касается США, то для них это 11 сентября в области дипломатии», — сказал «Интерфаксу» Геннадий Зюганов, и здесь с ним трудно не согласиться. Но как всегда вождь КПРФ не коснулся того, чем эти публикации стали для российской внутренней политики. Системная оппозиция предпочла солидаризироваться с интересами режима, частью которого она является — первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников заявил, что международный скандал, инспирированный информацией Wikileaks, должен побудить власти России пересмотреть свою политику в отношении ряда западных партнеров: «Хотелось бы, чтобы российские власти сделали из этого соответствующие выводы и по теме НАТО, и по теме ПРО в Европе и так далее», — сказал Мельников «Интерфаксу».

Разумеется, будь ситуация в стране менее дурацкой, реальная оппозиция уже выступила с инициативой расследования деятельности высших должностных лиц страны — и по «Мистралю», и по утечкам ядерных и ракетных технологий, и по целому ряду других позиций.

Но у нас нет реальной оппозиции в парламенте, поэтому если для США публикации Wikileaks — 11 сентября в области дипломатии, то для нас — просто е…ный стыд…