Лакмусовая бумажка для старых и новых демократий

Голосование Украины, где, казалось бы, провозглашен отказ от «оранжевой» линии на героизацию УПА и СС-Галичина, вызывает огромное удивление. При Викторе Ющенко, когда коллаборационисты были в большом почете, такая позиция была предсказуемой. Однако то, что происходило при Ющенко, повторяется и при Викторе Януковиче. Интересно, знает ли президент Украины, за что (или против чего) голосуют в ООН его дипломаты?

В ноябре нынешнего года Комитет Генеральной ассамблеи ООН по социальным и гуманитарным вопросам одобрил предложенную Россией резолюцию о недопустимости героизации нацизма. Выступая с подобной инициативой уже не в первый раз, наша страна прежде всего имеет в виду прецеденты, связанные с героизацией Waffen SS и установления мемориалов в их честь. Также в резолюции высказывается озабоченность случаями разрушения памятников борцам с нацизмом. На фоне одобрения российской инициативы глава российского внешнеполитического ведомства посетил открытие исторического музея в городе Нюрнберге, где в 1945-1946 гг. проходил международный процесс над нацистскими преступниками. Целью визита было пополнение исторической коллекции музея фотографиями судебных документов Нюрнбергского процесса.

В своей речи Сергей Лавров отметил, что сегодня в некоторых странах «наблюдаются попытки оправдать нацистов и их пособников, придать задним числом их преступным действиям некое подобие справедливой борьбы», что дискредитирует исторические решения Нюрнбергского суда. Лавров также поблагодарил немецкие власти за бережное отношение к захоронениям советских воинов, многие из которых находятся на территории ФРГ, и отметил усилия германских властей в материальной поддержке жертв нацизма. В речи российского министра прозвучала также важная параллель между нацизмом и международным терроризмом. Уподобив терроризм нацизму, Лавров назвал его «такой же варварской идеологией, проповедующей агрессию, насилие и полное пренебрежение моралью и ценностью человеческой жизни».

Если нацизм и терроризм — это явления одного порядка, то крайне любопытно проанализировать, как распределились голоса государств в ходе голосования по резолюции о недопустимости героизации нацизма в ООН. За принятие резолюции проголосовали 118 стран. Единственным государством, высказавшимся «против», стали США. «Воздержались» 55 стран, в их числе государства Евросоюза, Украина. Молдавия и Грузия (знакомая компания, не правда ли?).

Власти США мотивируют свой выбор тем, что шествия нацистов являются выражением их права на свободу собраний. Таковы, мол, традиции американской демократии, которые США старается навязать миру в качестве идеальной формы общественного устройства. Подобный подход, впрочем, нисколько не помешал американской полиции разогнать мирную демонстрацию возле «Школы Америк», где на протяжении десятилетий готовились заплечных дел мастера для диктатур в Чили, Аргентине, Колумбии и т. д. Журналистов «Russia Today», снимавших демонстрацию для российского телеканала, бросили за решетку на 36 человек и отпустили лишь после признания своей мифической «вины» под крупный денежный залог.

О митинге возле «Школы Америк», организованном правозащитной организацией SOA Watch, мы вспомнили не только в ходе размышлений об особенностях американского понимания права на свободу собраний. Объект, возле которого были задержаны журналисты «Russia Today», долгое время был (а, по мнению многих, остается и сейчас) местом, где получали профессиональные навыки специалисты по репрессиям против мирного населения, оппозиционеров и т. д., шедшие на службу режимам, которых называли «фашистскими» не только в СССР. Например, в охранку Пиночета. И нет никаких данных о том, что администрация «Школы Америк» испытывает какие-то угрызения совести за нарушения прав человека, пытки и убийства, в которых повинны ее выпускники.

В молчании Европы тоже просматривается отсутствие логики: с одной стороны фашизм — это не толерантно, с другой — нельзя обидеть новых членов ЕС. Классические, и уже ставшие традиционными двойные стандарты. Когда сербские традиционалисты протестуют против проведения гей-парада — это «фашизм». А когда фотографирующийся на фоне флагов Евросоюза Саакашвили взрывает памятники настоящим борцам с фашизмом — это проявление свободолюбия и национального духа. К числу подобных проявлений, видимо, относят в Европе и традиционные шествия легионеров СС в Риге. Для властей Грузии, официально провозгласивших «героями» диверсантов из отрядов Абвера «Тамара» и «Бергман», голосование против российской инициативы вполне естественно. То же самое можно сказать и действиях молдавской дипломатии.

Зато голосование Украины, где, казалось бы, провозглашен отказ от «оранжевой» линии на героизацию УПА и СС-Галичина, вызывает огромное удивление. При Викторе Ющенко, когда коллаборационисты были в большом почете, такая позиция была предсказуемой. Однако то, что происходило при Ющенко, повторяется и при Викторе Януковиче. Интересно, знает ли президент Украины, за что (или против чего) голосуют в ООН его дипломаты? Если не знает, то, видимо, ему предстоит еще немало потрудиться над строительством полноценной вертикали власти, призванной заменить «оранжевый хаос». Если же такая вертикаль уже построена, и голосование против документа, осуждающего героизацию нацизма, является выражением новой позиции руководства Украины, то тогда впору призадуматься уже самой России. Стоит ли в этом случае доверять людям, которые так неожиданно и легко отказываются от своей идеологии и своих убеждений?