Финансовые «акулы» и выборы в США

С 2001 года 8 самых проблемных компаний вложили в избирательную гонку своих партий, а также кандидатов в Сенат и кандидатов на пост президента, как от республиканцев, так и демократов, $62,4 млн.

В бытность сенаторами Барак Обама и Джон Мак Кейн получили в общей сложности $3,1 млн. Среди меценатов значились инвестиционные банки Bear Stearns, Goldman Sachs, Lehman Brothers, Merrill Lynch, Morgan Stanle и др. Некоторые высокопоставленные получатели денежных подношений были облагодетельствованы фирмами-участницами специальной программы финансовой поддержки, оказываемой предприятиям из государственного бюджета, и входили в комитет Сената по надзору за выполнением этой программы.

Всего во время избирательного цикла 2007-2008 годов члены сенатского комитета по надзору за банковским делом, комитета жилищного строительства и урбанистики и комитета финансов получили $5.2 млн. от фирм-получателей помощи по спецпрограмме. В карманы Б. Обамы из рук представителей этих фирм перекочевало $4 млн.

Почти каждый член финансовой комиссии в Палате представителей, который участвует в заседаниях по вопросу оптимизации распределения государственной финансовой помощи нуждающимся фирмам в размере $700 млрд. был «прикормлен» этими же фирмами.

«Если конгрессмены думают поступить иначе, чем того хотелось бы дельцам финансовой индустрии, они покупают их поддержку за деньги», — говорит Лоуренс Джэкобс, директор Центра изучения политических наук и администрирования из Университета Миннесоты.

Журналист Мэтт Тэйби в статье «Камень, катящийся вниз» пишет, что «оптовая» продажа Конгресса США дельцам Уолл-Стрит состоялась в 90-е годы, когда «демократы, проигрывавшие республиканцам в умении собирать крупные суммы на предвыборную кампанию, решили не полагаться больше на профсоюзы и группы влияния, и повернулись к крупному бизнесу». Как следствие, Уолл-Стрит быстро купило нужных людей в обеих партиях.

С 1998 по 2008 годы финансовые группы вложили $1,7 млрд. в избирательные кампании на федеральном уровне и $3,4 млрд. заплатили агентам влияния во властных структурах. Столь мудрые политические вложения позволили самым успешным банкирам с легкостью ориентироваться в бурном финансовом рынке Соединенных Штатов. В 1999 сенатор от Техаса Фил Грэмм пролоббировал принятие поправок к Акту Гласа-Стигала, с 1929 года налагавшему запрет на участие банков в страховом бизнесе. На следующий год Ф. Грэмм посодействовал принятию другого акта, предусматривающего больше свободы для банков на рынке кредитования. Этим он открыл дверь для финансовых авантюристов всех мастей, которые занимались рискованными кредитными операциями.

В 1997-1998 годах, которые послужили прелюдией к принятию поправок к Акту Гласа-Стигала, банки и страховые компании потратили $350 млн. на подкуп нужных людей среди высшего политического класса Соединенных Штатов. Ф. Грэмм, будучи тогда членом комитета по надзору за банковским делом, сумел за 5 лет собрать в свою копилку $2, 6 млн. Тогда закон поддержало 38 представителей Демократической партии США, среди которых Джон Керри, Джо Байден, Дик Дербин и Том Дэшл. Этот закон привел к образованию целой группы финансовых монстров, таких каки Citigroup, AIG и Bank of America, которые проглотили своих более слабых конкурентов. Это, в свою очередь, позволило самым крупным концернам Уолл-Стрит еще больше разбогатеть и выделить еще больше денег на продвижение своих интересов в высших эшелонах власти.

С 2009 года были реализованы сразу несколько операций, инспирированных правительством, по вливанию финансовых средств в экономику, причем зачастую это проходило под теневым контролем финансовых корпораций. Как пишет Тэйби, «пока вся Америка и сам Конгресс рассчитывали на программу господдержки в размере $700 млн. нуждающимся фирмам, искусственные организмы в чреве Федеральной Резервной Системы поглощали не миллиарды, а триллионы долларов, которые уходили в карманы частных лиц». Как утверждает Тэйби, «эти операции абсолютно нейтрализовали положительное воздействие на экономику госпрограммы поддержки нуждающегося сектора, объем которой не превышал всего $700 млн. Никто не знает, кто именно нажился на этом, и сколько денег утекло сквозь «дыры» в кредитном законодательстве США. Да и никто не знает, а действительно ли эти структуры временны или же все-таки они были учреждены государством на постоянной основе, и ими, как клещами, дельцы с Уолл-Стрит будут таскать деньги для себя. Все дело в том, что замедление темпов экономического роста в мировом масштабе и реализация программ субсидирования пострадавших от кризиса секторов экономики является единым механизмом, революцией, или даже антигосударственным заговором».

Это порождает политические тенденции, которые будут нарастать в течение нескольких десятилетий – постепенный переход политической власти к «друзьям по интересам», маленьким группам внутри самого политического класса, которые используют деньги и влияние для воздействия на ход выборов или ослабления юридических норм проведения финансовых операций». Махинации и финансовый кризис идут рядом, нога в ногу, порождая конфликты интересов внутри Конгресса и законодательной ветви власти. Саймон Джонсон, бывший главный экономист МВФ, констатировал: «Наше правительство – пленник финансовой индустрии».

Грег Гордон, американский журналист. За 33 года своей карьеры обнародовал множество нелицеприятных фактов о финансовой и политической нечистоплотности правящей верхушки США.