Назарбаев нашел способ добиться своего

Интрига с проведением в Казахстане референдума по продлению полномочий Нурсултана Назарбаева до 2020 года быстро закончилась, впрочем, перейдя в другую неожиданность – решение о проведении в ближайшее время досрочных президентских выборов. Как известно, Назарбаев отправил в Конституционный совет Казахстана запрос насчет законности проведения референдума, и тот объявил решение парламента неконституционным, придравшись к каким-то юридическим шероховатостям, но при этом не поставив под сомнение саму возможность подобного референдума, оставляя, таким образом, лазейку на будущее.

Нижняя палата парламента 1 февраля на своем заседании одобрила законопроект о досрочных выборах президента. В том, что на совместном заседании палат закон будет также утвержден, и в апреле-мае пройдут выборы, никто уже не сомневается.

Решение Назарбаева вызвало радостный отклик на Западе. Посольство США в Казахстане приветствовало шаг президента и заявило: «Мы с нетерпением ждем дальнейших подробностей о планах руководства Казахстана по проведению досрочных выборов». Действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис сказал: «На прошедшем в Астане саммите ОБСЕ, который состоялся впервые за последние 11 лет, мы вновь подтвердили обязательства ОБСЕ, включая проведение демократических выборов в разумных интервалах. Эти обязательства должны быть поддержаны во всех участвующих государствах. Я поддерживаю лидера Казахстана в этом вопросе».

Внутри же Казахстана безучастное население отнеслось к пертурбациям в верхах весьма равнодушно. И президент, можно сказать, весьма демократическим путем продлил свое правление до 2017 года.

Что же стоит за последними шагами Назарбаева? Мы говорим лично о нем, поскольку президент Казахстана является по сути единственным игроком на политической сцене страны. Партии – сугубые формальности и ничего не значат, парламент и суды полностью ему подконтрольны. Гражданского общества не существует.

Казалось бы, нет никаких чрезвычайных обстоятельств, которые могли бы подталкивать Назарбаева к такого рода экспериментам. Ситуация в стране полностью под его контролем. Даже несмотря на кризис, экономика растет вполне уверенными темпами – прирост ВВП за прошлый год составил 7 %. Никаких волнений в стране не наблюдается. Оппозиция раздроблена и маргинализирована, никакого влияния на ситуацию она не оказывает. К тому же значительная ее часть лояльна лично президенту.

Однако в таких внешне благоприятных для власти условиях она пошла на непонятные кульбиты с референдумом, а теперь и с досрочными выборами. Значит, она видит некие проблемы, для преодоления которых решилась «взорвать», пусть и не сильно, политическую стабильность. Думается, что для Назарбаева принципиально важно сейчас, пока еще все спокойно, продлить свою власть на значимый промежуток времени. Он думает таким образом «подморозить» Казахстан, точнее – политическую активность в нем.

Референдум не прошел главным образом из-за в высшей степени негативной реакции за рубежом. Все-таки мнение Запада для Назарбаева значимо, и он не решился на откровенную ломку конституции и нарушение демократических норм. Возможно, изначально вся задумка с референдумом была лишь дымовой завесой, призванной облегчить прохождение идеи о досрочных выборах. Ведь Назарбаев, «отказавшись» от референдума, получил почти то же самое – досрочные выборы, но уже под радостный аккомпанемент, как едва ли не «спаситель» демократии в Казахстане.

Теперь он может легко обыграть любую оппозицию, мало того, что слабую, но еще и захваченную врасплох его неожиданным решением. Понятно, что она не успевает подготовиться к выборам, и выступит хуже, чем могла бы. Даже если она выдвинет единую кандидатуру (например, Булата Абилова, уже готового участвовать в выборах), то на ее раскрутку банально не хватит времени. Назарбаев вполне «демократически» получает подтверждение своего авторитета, и на шесть лет всякий политический процесс в Казахстане прекращается. Он уже имеет опыт проведения досрочных выборов и референдума по продлению своих полномочий, всякий раз назначая их на то время, когда ему это выгодно. Назарбаеву даже не надо будет распускать парламент, как уже советуют некоторые общественные деятели Казахстана, тем самым, минимизируя риски дестабилизации.

Недавние события в Тунисе и в Египте, впрочем, должны показать Назарбаеву, сколь опасно полагаться на бесконечные ухищрения с тем, чтобы продлить свое пребывание во власти. Проблема Казахстана заключается в том, что политическое поле страны вытоптано, и президент является верховным гарантом и арбитром именно в силу своей безальтернативности, что лишь ухудшает ситуацию в исторической перспективе. Вместо того, чтобы развивать демократические институты, идет консервация ситуации, когда все зависит от одной личности, не имеющей ни преемника, ни настоящей команды единомышленников.