Общая дестабилизация перед выборами началась

«Общая дестабилизация в преддверии предвыборной кампании уже началась» Кара-Мурза Сергей Георгиевич.

После теракта в аэропорту Домодедово российские власти в присущей себе реактивной манере принимают меры по уменьшению террористической угрозы. Для того чтобы оценить их адекватность и эффективность, нужно для начала определить, откуда исходит эта террористическая активность. Как говорили древние, для начала нужно разобраться и ответить на вопрос: «Кому выгодно?».

За последние 10 лет терроризм достаточно сильно трансформировался и усложнился.

Надо сказать, что за последние 10 лет терроризм достаточно сильно трансформировался и усложнился. В первую очередь — с точки зрения появления новых типов его заказчиков. Это уже даже стало напоминать выгодный международный бизнес. Приведу такой пример. Как заставить тысячи аэропортов по всему миру закупить новое оборудование? Всякого рода рамки металлоискателей, сканеры и т. д., которые очень быстро совершенствуются (соответственно, на такого рода производства завязаны даже мощные научные центры). Понятно, что этому способствует возрастание террористической угрозы. Конечно, полусумасшедший смертник, который подорвал себя вместе с десятками людей, может даже не догадываться о том, какую дополнительную функцию он выполняет. Но сама по себе террористическая активность этому способствует. После того как государство и общество пребывают в шоке после совершения очередного теракта, их уже нетрудно убедить в необходимости потратить миллиарды рублей (или, уж не знаю, сколько долларов) на приобретение такого оборудования.

Не секрет, что терроризм в России подогревается тем, что вся наша государственность находится в состоянии неустойчивого равновесия. Это является следствием системного кризиса, который вступил в активную фазу еще 20 лет назад, что сопровождалось распадом культурных норм. В результате образовалось множество конфликтных интересов и социальных расколов. Таким образом, как внутри нашего общества, так и вовне его всегда находятся силы, заинтересованные в том, чтобы его дестабилизировать. При чем очень часто в своего рода точку бифуркации превращают очередные общефедеральные выборы. Конечно, власти, в свою очередь, делают все возможное, чтобы проскочить эту точку путем внутренних переговоров и достижения договоренностей. Однако не всегда это удается. Я думаю, что общая дестабилизация в преддверии предвыборной кампании уже началась. В этом смысле теракты, которые приобретают огромный резонанс в обществе с помощью СМИ, — это один из классических способов дестабилизировать состояние общества.

Национальная подоплека — лишь фон, используемый заказчиками терактов

А национальная подоплека — это лишь объективный фон, который используется заказчиками терактов. Понятно, что регионы, где наблюдается наибольшее социальное озлобление (вызванное как экономическим положением, так и раскрученными кем-то старыми обидами), очень часто используются как поставщики «человеческого материала» для террористической деятельности. Так что точечными мерами или ужесточением законов такая проблема полностью не решается. Поскольку она является следствием системного кризиса, то и требует оздоровления всей системы. Как говорили раньше — «побольше внимания к разным вопросам». То же положение о введении в действие «антитеррористического светофора», которое было принято на днях Думой, — это, скорее, терапевтическое средство успокоить людей.

Терроризм вызывает страх не реалистического порядка, а невротического, который нужно каким-то образом снять. Но это, конечно, является симптоматическим лечением проблемы. Чтобы ее решить, нужно скорее работать на международной арене. Впрочем, я уверен, что такая работа (с разной степенью успешности) всегда ведется. Ее сопровождают разного рода договоренности, компромиссы и уступки. Этим занимается любая власть — и царская, и сталинская, и современная. Можно критиковать долгосрочный вектор внешней или внутренней политики властей, но акцентировать внимание на отдельных уступках на международной арене вряд ли стоит. Такого рода размены просто неизбежны.