Неделя гнева на земле пирамид

Та часть полиции, которая не разбежалась, защищает лишь саму себя. Армия, введенная во все крупные населенные пункты, охраняет только ключевые правительственные и культурные уч­реж­дения, а также противостоит мародерам. Впрочем, защищать свои жизнь и имущество египтянам приходится по большей части самим: для этого они создают отряды самообороны.

Египет в огне народных протестов и массовых беспорядков. В огне страна и в самом прямом смысле этого слова. В Каире, Александрии, Суэце, других городах пылают административные здания, полицейские участки и автомобили, разгромлены магазины, банки, жилые дома. Обстановку в стране, по сути, не контролирует никто. Число погибших измеряется сотнями, пострадавших – тысячами.

Однако правящий Египтом вот уже тридцать лет Хосни Мубарак уходить со своего поста не намерен. В ночь на 29 января он заявил, что, прислушиваясь к мнению граждан, отправляет в отставку правительство. Имя нового премьера было объявлено уже на следующий день. Им стал бывший глава ВВС Ахмед Шафик. Впервые за все время своего правления Мубарак назначил вице-президента – главу службы разведки Омара Сулеймана. В своем обращении к нации президент пообещал гражданам Египта экономические и политические реформы, демократизацию общества, подчеркнув, что занимает и всегда занимал «сторону основной части населения своей страны – бедных людей». Это выступление вызвало новый всплеск ярости улицы.«Мубарак, уходи! Нам нужна твоя отставка, а не правительства!» – скандировали толпы.

В беспорядки вылились массовые акции протеста, организованные египетской оппозицией в рамках дня гнева в минувшую пятницу. В этот день власти сделали, казалось бы, все возможное, чтобы такие акции вообще не состоялись. Накануне были проведены превентивные аресты лидеров оппозиции, по всей стране отключили интернет и мобильную телефонную связь, в главные города Египта ввели дополнительные полицейские и армейские силы.

Тем не менее после традиционной пятничной молитвы на блокированной полицией площади Тахрир в центре Каира собрались десятки тысяч человек. «Мубарак, долой! Игра окончена!» Те же самые лозунги две недели назад звучали на улицах Туниса. И президент Туниса Бен Али в результате массовых протестов вынужден был бежать.
Но Мубарак уходить явно не собирался. И против десятков тысяч участников акций протеста была применена сила. Уже в первые часы акций появились погибшие не только в Каире, но и в Суэце и Александрии. Однако даже жертвы никого не останавливали. Как свидетельствовал находившийся в центре событий в Каире коррес­пондент газеты «Гардиан», людское море невозможно было остановить. После выстрелов и очередной «порции» слезоточивого газа протестующие разбегались, но почти сразу же собирались вновь. В итоге значительная часть полицейских перешла на сторону взбунтовавшихся, другие же или заняли оборонительные позиции в своих участках, или разбежались.

В ночь на субботу на всей территории Египта был объявлен комендантский час, а в охваченные беспорядками города введена бронетехника. Военные взяли под охрану здание государственного телевидения, Дом правительства, иностранные посольства, а также национальный музей в Каире. До этого была реальная угроза уничтожения ценнейших экспонатов, находящихся в нем. Рядом полыхало подожженное здание ЦК правящей Национал-демократической партии Египта, а по всему городу орудовали мародеры. Некоторые музейные ценности оказались повреждены или украдены. От более серьезного ущерба музей удалось спасти сначала добровольцам, создавшим отряды его защиты, а потом армии.

После ночного выступления Мубарака, когда стало ясно, что уходить в отставку добровольно он не собирается, обстановка еще более накалилась. Не помогли и заявления западных лидеров, из которых следовало, что они по-прежнему считают Мубарака легитимным лидером государства.

Так, после телефонного разговора с Мубараком президент США Барак Обама заявил: «Я призываю власти Египта воздержаться от применения силы против участников акций протеста. Я призвал также воздержаться от препятствования работе интернета. Протестующие на улицах городов Египта должны также вести себя мирно». Обама подчеркнул, что Египет является важнейшим союзником США в регионе и призвал Мубарака выполнить данные им обещания о реформах. В том же духе было выдержано и сов­местно заявление глав Германии, Франции и Великобритании.

«Каких реформ он не успел провести за тридцать лет правления? И как можно призывать к ненасильственным действиям, когда кровь уже льется рекой!» – возмущаются египтяне. Так что в субботу и в воскресенье акции протеста вспыхнули с новой силой, в них перерастали и похороны погибших накануне. На комендантский час и прочие распоряжения властей египтяне внимания практически не обращали.

Между тем фактическим безвластием воспользовались представители преступного мира. В воскресенье они организовали нападения сразу на несколько тюрем по всей стране. Из тюрьмы в городе Фаюм сбежало около пяти тысяч бандитов, захвативших оружие охраны. Демонстрации и погромы прокатились также и по курортной Хургаде. Вечером в воскресенье войска ввели на популярный курорт Шарм-эль-Шейх.

А ведь еще два-три месяца назад Мубарак и его Национально-Демократическая партия (НДП), офисы которой горят сейчас по всему Египту, демонстрировали, казалось бы, полный контроль над страной. По итогам выборов, состоявшихся в ноябре и декабре, НДП заручилась поддержкой 80% избирателей. Правда, накануне второго тура от участия в выборах отказались практически все оппозиционные партии: исламистская организация «Братья-мусульмане», старейшая либеральная партия «Новый Вафд», Арабская демократическая насеристская партия. Причина такого отказа – многочисленные нарушения, использование административного ресурса, запугивания кандидатов и избирателей.

Выборы вроде бы показывали, что подавляющее большинство населения поддерживает национального лидера и «партию власти». Но в реальной жизни все оказалось иначе. Против Мубарака по тем или иным причинам выступают самые разные слои общес­тва. Все политические силы, кроме представляющих власть, заявляют, что режим Мубарака предельно коррумпирован, а его политика – антисоциальна. Резкое подорожание продуктов питания в декабре прошлого года так же, как в Тунисе и Алжире, и послужило началом протестов.

Похоже, что спасти этот режим в настоящее время может только армия. В воскресенье Мубарак провел ряд встреч с высшим армейским руководством, в частности с министром обороны Мухаммедом Хусейном Тантауи, начальником генштаба Сами аль-Ананом и другими высокопоставленными военными. До последнего времени армия придерживалась своего рода нейтралитета. Однако вечером 30 января несколько активизировалась.

Хотя воскресенье в Египте рабочий день, а центр Каира был блокирован танками, 150 тысяч человек вновь собрались на площади Тахрир. Требование единственное: «Мубарак, вон!» Сто тысяч человек под тем же лозунгом вышли на улицы города Эль-Мансура на севере Египта. Начались митинги в провинции Асьют в центре страны, где до этого момента было относительно спокойно.

Египетская оппозиция договорилась, кто будет представлять ее интересы на переговорах с режимом. В качестве делегата выбран бывший гендиректор МАГАТЭ Мухаммед эль-Барадеи. Его кандидатуру поддержал в том числе глава движения «Братья-мусульмане» Иссам аль-Арьян.

«Всем в Египте очевидно, что Мубарак должен сегодня уйти в отставку. Это нужно для того, чтобы сформировать правительство гражданского единства, которое подготовит проведение свободных и честных выборов. Надеюсь, что совсем скоро я смогу вступить в переговоры с командованием армии, чтобы объединить наши усилия», – заявил эль-Барадеи.

Между тем неспокойно и в других странах региона. Продолжаются акции протеста в Тунисе, участники которых требуют немедленного ухода с высоких постов всех соратников Бен Али. Многотысячные акции под социальными и политическими требованиями против коррупции и обнищания населения состоялись в минувшие выходные в Йемене, Иордании, Судане, Палестинской автономии. Протестуют и в Европе. Десятки тысяч человек вышли на улицы столицы Албании Тираны, они несли портреты троих демонстрантов, убитых полицейскими в ходе антиправительственной акции 21 января.