Молдавия: отказ от Приднестровья — за место в ЕС

Политика: «Чем ближе новый раунд выборов, тем чётче проявляется безобразное лицо румынской демократии». Румыния — Молдавия: «Лет через 15-20 молдавское общество примет сценарий юридического отделения Приднестровья, но взамен потребует высокую награду». Геополитика: «Развитие румыно-российских отношений напрямую зависит от развития американо-российских отношений». «Венгерский вопрос»: «Румынские власти продолжают хлопать глазами, когда из-под их носа уходит собственная земля».
Политика: «Чем ближе новый раунд выборов, тем чётче проявляется безобразное лицо румынской демократии»

В Ру
ынии создалась очень интересная политическая ситуация, пишет InPolitics. В среднесрочной перспективе Демократический союз венгров Румынии (ДСВР) теряет значимость, которая у него имеется на данный момент. Потому что даже если сложить его голоса с голосами Либерально-демократической партии (ЛДП), пусть даже искусственно завышенными, всё же эта цифра не наберёт критической массы для достижения большинства. Особенно учитывая, что нынешняя оппозиция политически и юридически объединяется, ориентируясь на длинные дистанции, не заканчивающиеся одним избирательным циклом. Однако если оппозиция поставит вопрос об устранении от власти ЛДП вместе с Траяном Бэсеску до проведения выборов, тогда ДСВР по-прежнему будет играть существенную роль. Проще говоря, он явится ключом к изменениям. Но политическая реальность не так проста.

И дело не в солидарности венгров — дисциплинированного этноса, который умеет защищать свои интересы, отдавая голоса своим представителям — и не в универсальности этой партии, продолжает InPolitics. Потому что все уже поняли хамелеонство ДСВР, меняющего свой дискурс, принципы и, в конечном счете, свой выбор «партнера» у власти, а также тот факт, что эта партия в любую минуту готова принести национальные интересы в жертву интересам своего сообщества. При этом надо признать право меньшинств на использование — хотя бы из инстинкта самосохранения — более разнообразного и даже более агрессивного политического арсенала. Но в то же время, бесспорно и право большинства защищаться, когда нарушаются границы, если не здравого смысла, то по крайней мере те барьеры, за которыми существование нации в ее целостности может оказаться под угрозой.

Сколько бы ни готовились Траян Бэсеску и ЛДП усилить на предстоящих выборах арсенал своих инструментов — аморальных или даже незаконных — всё равно, даже путём мошенничества у них нет ни единого шанса остаться у власти, пишет InPolitics. Разница с реальными настроениями в обществе слишком велика, независимо от степени манипуляций и уровня мошенничества. И ДСВР не сможет своими семью-восемью процентами восполнить этот пробел. Выборы неизбежно будут проиграны. И нынешняя оппозиция на законных правах не даст действующему президенту возможности повторить эффектный фокус с назначением своего премьер-министра.

А для ДСВР, после проигрыша на выборах в одной лодке с ЛДП, придут тяжёлые времена, продолжает InPolitics. Тогда эта общественная организация, которая в нарушение конституции выступает в качестве партии, начнёт растворяться. Единственный шанс, имеющийся у ДСВР, это попытаться элегантно отойти от власти, без того чтобы прыгнуть в лодку оппозиции. То есть взять на себя роль «нейтральной» партии. И если оппозиция попытается уже этой весной, исходя из национальных интересов, ускорить процесс опрокидывания нынешнего правительства и выкинуть Траяна Бэсеску из президентского дворца Котрочень, тогда ДСВР может стать важной единицей. Конечно, эта роль Демсоюза была бы более аморальной, чем когда-либо. Поэтому, больше веры в давление со стороны населения на парламентариев, сегодня находящихся у власти, которое рано или поздно вытолкнет их в оппозицию, подводит итог издание.

Демократический союз венгров Румынии отказался от формирования союза с пропрезидентской Либерально-демократической партией, предложив сохранить отношения на уровне правящей коалиции, пишет Adevarul. Предложение о формировании альянса выдвинул евродепутат — либерал-демократ Кристиан Преда, предложивший таким образом ответить на консолидацию парламентской оппозиции и формирование правоцентристского альянса в составе национал-либералов и консерваторов. «Эта идея делает нам честь, но мы от нее, с необходимой в данном случае благодарностью, отказываемся. Мы находимся в правящей коалиции, но не привязываемся к какой-либо идеологии и к какой-либо партии», — сказал один из кандидатов на пост лидера Демсоюза венгров, советник президента Петер Ковач. Позицию советника президента разделили и другие министры от Демократического союза венгров, а также депутаты парламента от ДСВР.

Оппозиционные Национал-либеральная и Социал-демократическая партии Румынии, находящиеся в процессе объединения в политический альянс, намерены провести в 2012 году совмещенные досрочные парламентские и президентские выборы, пишет Puterea. Как сообщает издание со ссылкой на участников переговоров между лидерами формирований, глава национал-либералов Крин Антонеску, по предварительной договоренности, займет пост президента, а лидер социал-демократов Виктор Понта — пост премьера. Председательство в Сенате перейдет от социал-демократов к консерватору Дану Войкулеску. В то же время, стороны на данный момент обговаривают гарантии с тем, чтобы правящий альянс выдержал не менее двух парламентских сроков.

Любой, кто будет у власти в Румынии в этом году, проиграет выборы 2012 года, пишет Cotidianul. Экономический кризис потопит любую партию и любой альянс. Чем ближе новый раунд выборов, местных и парламентских, тем чётче проявляется безобразное лицо румынской демократии. Мы еще очень далеки от интеграции в зону евро, которая и означает, по сути, Европу. Существование демократии вместе с функционирующей рыночной экономикой были основополагающими принципами для вступления Румынии в ЕС. Является ли сегодня Румыния демократичной страной? Имеется ли функциональная рыночная экономика в Румынии? Сколько иллюзий бы мы не питали, всё же трудно ответить утвердительно.

Те внешние силы, которые воображали, что смогут поддержать отвратительный и легко манипулируемый румынский политический класс, и этого будет достаточно, чтобы «оседлать» Румынию, ошибались, продолжает Cotidianul. И это останется на их совести. Для нас же все последние годы напоминают практически проигранную войну. Сейчас просто необходимо дать тайм-аут «политиканству», иначе нас ожидает полная катастрофа. Кто-то должен навести порядок в хаотической жизни государства, но, прежде всего, необходимо перезапустить двигатели экономики. Политический класс в целом, в том виде, в каком он существует сегодня, завершил свой цикл. Коррумпированная, варварская, зачастую преступная власть больше не внушает надежд. В это сумасшествие, грозящее всеобъемлющей катастрофой, должны вмешаться профессионалы в области экономики, в области финансов, образования, сельского хозяйства, здравоохранения. Пока не стало слишком поздно. Только профессионалы и технократы могут наладить мосты с десятками тысяч румын, обучающихся в университетах и работающих в топовых фирмах по всей планете. И они же могут найти другие решения, другие источники финансирования, кроме тех, которые поступят от сокращения пенсий и заработных плат, огромного количества займов, практикуемые правительствами Бока. Надеемся, наша история не закончится на Удре, Боке и Бэсеску (лидеры правящей Либерально-демократической партии, и, соответственно, министр туризма, премьер-министр и президент Румынии — прим. ИА REGNUM).

Лидер Социал-демократической партии Румынии Виктор Понта считает, что власти Румынии должны не брать деньги у МВФ, а обратиться за помощью к таким мировым игрокам, как Китай или Россия, потому что меры, предлагаемые МВФ, слишком затратны, пишет Hotnews. Понта также призывает нормализовать отношения с Москвой и выступает за хорошие отношения с Китаем, Россией, Бразилией и Индией — новыми политическими и экономическими силами на мировой арене.

Лидер СДПР также поделился своими взглядами и прогнозами относительно внутренней политики в стране, продолжает Hotnews. «Несколько слов о причинах, по которым будет заключен союз между социал-демократами и недавно сформированным альянсом либералов с консерваторами: оппозиция хочет иметь абсолютное большинство в парламенте. Если оппозиция объединится, наши партии наберут более 50%… По поводу будущих президентских выборов: я уверен, что наши проекты не могут быть завершены при Бэсеску на посту президента. Оппозиционный альянс выдвинет общего кандидата на президентских выборах, общего кандидата на пост премьера страны, а также общих кандидатов на посты спикеров Сената и Палаты депутатов и сформирует общее правительство».
Румыния — Молдавия: «Лет через 15-20 молдавское общество примет сценарий юридического отделения Приднестровья, но взамен потребует высокую награду»

В последнее время становится все более очевидно, что Румынии совершенно необходимо создание сильного бюро, которое как на политическом, так и на институциональном уровне координировало бы политику Румынии по Республике Молдова, пишет Dilema Veche. Такая структура может находиться как при президенте, так и при правительстве. В любом случае нам нужен своего рода «Мистер/Миссис Молдавия». Республика Молдова является приоритетом для Румынии, но этот приоритет управляется несогласованным бюрократизированным и фрагментированным аппаратом. Министерство иностранных дел Румынии играет центральную роль, но не обладает необходимой координирующей силой. В МИД есть бюро по работе с Молдавией в лице одного работника, и имеет оно чисто декоративную роль (многие чиновники из других учреждений даже не знают о существовании такого бюро).

Необходимо новое бюро, которое должно быть координирующим органом над линейными министерствами, продолжает Dilema Veche. Оно должно быть сформировано путём достижения консенсуса между партиями, и являться продолжением на политическом уровне консенсуса, существующего в румынском парламенте относительно политики применяемой к РМ. «Мистером/Миссис Молдавия» должен быть назначен какой-нибудь бывший чиновник, уважаемый, с личным и политическим авторитетом, хорошо знакомый со странами Восточной Европы, с европейским профилем и неинтегрированный в националистическое крыло какой-либо из румынских партий (которые, как правило, стараются захватить повестку отношений с Молдавией, но не имеют авторитета в Кишиневе).

Нам следует уступить европейской повестке Республики Молдова, пишет Dilema Veche. Кишинев сейчас ведёт переговоры с Европейской комиссией по вопросу Соглашения об ассоциации. В декабре 2010 года были возобновлены переговоры о плане действий Румыния — Молдавия по партнерству в отношении европейской интеграции. Независимо от того, кто находится и будет находиться у власти в Кишиневе, будущее соглашение с ЕС будет сильно влиять на будущую повестку правительства. Переговоры по линии Бухарест — Кишинев должны следовать за темами и приоритетами переговоров Брюссель — Кишинев. Посольство Румынии в Республике Молдова начало этот процесс, переговорные группы должны поддержать эти шаги. Нам не надо конкурировать с европейской повесткой Молдавии, нам необходимо прогнуться под неё.

Мы запоздали с предоставлением обещанной финансовой помощи в размере 100 млн евро, продолжает Dilema Veche. Ну, и раз уже поздно, то надо хотя бы с пользой их потратить. Можно порекомендовать несколько принципов: а) обширные консультации с НПО и другими заинтересованными сторонами, которые имеют соответствующий опыт в Кишиневе; б) консультации с другими донорами. Вместо того чтобы пускаться в авантюры за собственный счёт, лучше объединиться с теми, кто уже проработал там лет 20, до тех пор, пока не создадим для Румынии имидж серьёзного донора, которого у неё нет сейчас; в) необходимо избавиться от впечатления, что этими деньгами мы расплачиваемся с нашими клиентами. Румыния должна направлять деньги туда, где в них нуждаются, а не для поддержания клиентских отношений; г) меньше решать в Бухаресте, больше — в Кишиневе. Деньги следует тратить в РМ. Проекты, представленные властями Молдавии, должны быть оценены в Кишиневе, с участием независимых экспертов из Молдавии. Таким образом мы приобрели бы почёт донора и сократили бы поток обвинений в политизации; д) нельзя игнорировать общество. Два министерства, которые будут управлять денежными средствами (Министерство развития в Бухаресте и Министерство строительства в Кишиневе) распределят деньги по государственным органам. Требуется пересмотреть такое положение дел, и хотя бы некоторую часть денег адресовать гражданскому обществу, на программы в социальной сфере, демократизацию, средства массовой информации. У нас нет оснований работать только с молдавским государством и игнорировать молдавское общество.

Румынское телевидение (TVR) должно запустить канал «TVR-Молдова», пишет Dilema Veche. В Республике Молдова есть румынская публика, которая должна получать как информацию из Румынии, так и дополненную местными программами. TVR должно разработать долгосрочную стратегию для Республики Молдова.

Энергетические и инфраструктурные проекты, обещанные еще в январе 2010 года, также запаздывают, продолжает Dilema Veche. Речь идёт о линии электропередач и газопроводе, который свяжет газовые сети двух стран, а также о железнодорожной линии европейского типа. Некоторые из этих проектов ранее были заблокированы властями Молдавии. Румыния предприняла шаги, чтобы получить деньги ЕС на них. В качестве общей рекомендации, необходимо вмешательство на высоком политическом уровне чтобы работа вновь наладилась.

Что же касается Приднестровья, то Румыния не может и не должна стремиться к собственной игре в этом вопросе, пишет Dilema Veche. Республике Молдова предстоит принять серьезные решения, в случае если немецко-российские стратегические переговоры будут включать в себя разработку предложения по решению приднестровского конфликта. Не каждое решение приемлемо для Кишинева, который боится плана Козака №2, то есть «приднестровизации» всей территории Республики Молдова. Ни общество, ни политический класс Кишинёва также даже говорить не хотят о юридическом признании утраты Приднестровья («Декларация о независимости», принятая кишиневским парламентом 27 августа 1991 года, объявляет недействительными пакт Молотова-Риббентропа и Закон СССР «Об образовании союзной Молдавской ССР», т.е. де-юре аннулирует пребывание Приднестровья в составе Республики Молдова. Также этот документ аннулирует «акты расчленения национальной территории Молдавского княжества 1775 и 1812 годов», т.е. — современную молдавско-румынскую и молдавско-украинскую границы — прим. ИА REGNUM). Бухарест поступит мудро, если проявит максимальную сдержанность, как с точки зрения своих позиций по отношению к Приднестровью, так и относительно Кишинева. Что мы можем сделать в качестве члена Европейского союза, так это настаивать на большем участии ЕС в этом вопросе. Оставаться Приднестровью де-юре в составе Республики Молдова или нет, — решать только Кишиневу. Возможно, лет через 15-20, если международные усилия окажутся провальными, молдавское общество примет сценарий юридического отделения Приднестровья, но взамен потребует высокую награду. И для такого шага обещание членства в ЕС может явиться достаточной наградой. Но пока еще слишком рано даже обсуждать такую возможность, долг РМ сейчас — попытаться сохранить единство, и не дело Бухареста пытаться разыграть преждевременные сценарии, подводит итог издание.

Мечта молдавских граждан свободно передвигаться по Европе может стать реальностью через 18 месяцев, пишет Adevarul. Как заявил специалист МИД Молдавии Евгений Карась, существование в Молдавии приднестровской проблемы не является препятствием для проведения диалога с Брюсселем по визовому режиму. По мнению Карася, привлекательность молдавского паспорта для жителей Приднестровья будет благотворно влиять на весь процесс разрешения приднестровского конфликта. «С момента, когда граждане РМ с биометрическими паспортами смогут свободно передвигаться по Шенгенской зоне, правый берег сразу станет более привлекателен для приднестровцев», — выразил уверенность представитель МИД РМ.

По мнению молдавских специалистов, приводящих в пример случай Сербии и Косово, наличие приднестровского конфликта не сможет помешать получению молдаванами права свободного передвижения по Шенгенскому пространству, продолжает Adevarul. Глава молдавского МИД Юрий Лянкэ допускает, что приднестровская проблема может осложнить процесс либерализации визового режима с Евросоюзом, но уверен, что решение этого вопроса будет найдено. «Приднестровский вопрос осложняет процесс либерализации из-за того, что Кишинев не может контролировать миграционный поток в этом регионе, но это не первая проблема ЕС подобного рода — существует сравнительный пример Сербии, где несколько регионов Косово остались в подчинении Белграда. Было найдено решение, и это является позитивным прецедентом», — подчеркнул Юрий Лянкэ.
Геополитика: «Развитие румыно-российских отношений напрямую зависит от развития американо-российских отношений»

Приглашённая своими коллегами из Бухареста, французский профессор и специалист по Румынии Катрин Дюрандин в рамках прошедшей в Бухарестском университете конференции ответила на два весьма провокационных вопроса: «Что может Россия? Чего хочет Румыния?», пишет Inforusia. Также она сделала выводы о будущем русско-румынских отношений.

Российский политолог Федор Лукьянов категорично заявляет, что с 2010 года Россия не имеет имперских амбиций, продолжает Inforusia. Что после 20 лет Россия порвала со своим прошлым и прежним статусом империи, в том числе «психологически». Россия остановила натовский вихрь на пути к Востоку и подтвердила свои сферы влияния на Северном Кавказе. Но, между двумя вариантами — расширение своих политических и военных успехов и отречение от имперских амбиций — Москва выбрала последнее, резюмирует Лукьянов. Следовательно, перед нами другая Россия.

В свою очередь в Бухаресте Катрин Дюрандин заявляет, что и Америка уже не та, пишет Inforusia. Обама и его соратники не представляют собой поколение времён «холодной войны», и Россия является для Вашингтона уже не устрашающим врагом, а партнером. Отсюда и отмечаемая в последнее время незаинтересованность Америки к странам Восточной Европы и к Европе в целом. Тихоокеанский регион теперь представляет больший интерес, чем Атлантический, причем не только для Америки, но и для России.

Другая Россия, другая Америка. Без «холодной войны». Это было бы даже слишком хорошо, продолжает Inforusia. На самом деле, проблема противоракетной обороны со времён Рейгана остается острой. И в замыслы американского противоракетного щита в Европе входит и Румыния, из чего логически следует, что Румыния не совсем вышла из «холодной войны», ну или, если угодно, из противостояния между Вашингтоном и Москвой. И это противостояние только усилилось по причине вступления Румынии в НАТО.

Катрин Дюрандин сдержанно смотрит на будущее русско-румынских отношений, пишет Inforusia. Они напрямую зависят от развития американо-российских отношений, а последние могут быть сколь угодно захватывающими. Каким бы, например, был мир, если бы Россия стала членом НАТО? Такая дискуссия имеет большее право на жизнь после того, как к обсуждению таких прогнозов присоединились и «идеолог Кремля» Владислав Сурков, и специалисты по «планированию внешней политики» из МИД России. Тем не менее, присоединение России к НАТО сегодня неинтересно ни России, ни НАТО. Фактически, каждая из сторон преследует свои собственные интересы, отличные друг от друга. Конечно, это не означает, что они не смогли бы сотрудничать или прийти к общему знаменателю. Не будем забывать, что НАТО возникло в качестве щита от «советской угрозы», которой, по крайней мере, для Западной Европы, больше не существует. А Североатлантический альянс больше не представляет угрозу для России.

Какими же тогда будут союзы XXI века? — продолжает Inforusia. Ну, по крайней мере, они не будут основанными на идеологии или религии. Век идеологий только что завершился. Союзы будущего это скорее коалиции ад-хок, точечные, подобные альянсам для военного вмешательства в Ирак и Афганистан. «Миссия определяет коалицию», как говорил бывший глава Пентагона Дональд Рамсфельд. И в будущем балансе сил ни НАТО, ни Россия больше не будут теми, кем они были во времена «холодной войны». Форматы безопасности будут основаны на треугольнике США-Китай-Россия, которые скорее интересуются тем, что происходит на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и Тихоокеанском регионе. А где в этой парадигме найдёт себе место Европа (или НАТО), ещё предстоит посмотреть, подводит итог издание.
«Венгерский вопрос»: «Румынские власти продолжают хлопать глазами, когда из-под их носа уходит собственная земля»

Почему мы не живём в США? Потому что не знаем английского языка, пишет Puterea. Почему не живём в Германии? Потому что не знаем немецкого языка. Почему мы не живём в России? Потому что не смогли выучить язык Пушкина. Почему бы нам не поселиться в Венгрии? По той же причине. Для того чтобы проживать в любой из этих стран, т.е. получить вторую идентичность, мы были бы вынуждены без комментариев и лишних размышлений выучить язык соответствующего народа. В противном случае, нас просто попёрли бы домой.

Промульгирование нового закона об образовании, который предусматривает, среди прочего, преподавание для венгерской этнической общины румынской истории и географии на венгерском языке, обсуждается, как некий запоздалый вид легализации ситуации, сложившейся на протяжении всех последних десятилетий, продолжает Puterea. Более того, этот закон призван помочь венгерским учащимся, издавна проживающим на территории Румынии и питающим страсть к истории и географии, но которые ничего не понимали в этих дисциплинах, так как преподавание велось на румынском языке. Спрашивать, как такое возможно, наивно. Пусть нас не удивляет то, что мы непрерывно утопаем в государственной глупости, и что румынские власти продолжают хлопать глазами, когда из-под их носа уходит собственная земля.

Насколько известно, букварь румынского языка является обязательным с первого класса для всех детей в Румынии, пишет Puterea. Например, в Пантелимоне (пригород Бухареста — прим. ИА REGNUM) проживает турецкая община. Но каждый приветствует вас на румынском, а не турецком. Все, от мала до велика, выучили румынский, потому что они хотят здесь работать. Вместо этого, если вдруг какой румын рискнёт сунуть нос в Мьеркуря-Чук (город в Трансильвании, где более 81% населения составляют венгры — прим. ИА REGNUM), то он, находясь в своей собственной стране, должен предварительно выучить венгерский! Это ли не верх абсурда?! — восклицает издание.