Израиль уступил поле боя

Визит российского президента Дмитрия Медведева в ПА трактуется по-разному. Одни видят в нем впечатляющий успех палестинской дипломатии и обещание российской поддержки в создании государства Палестина. Другие – нежелание руководителя РФ форсировать события, которые он сам же назвал застоем.

Разногласия вызвало в первую очередь упоминание о том, что Советский Союз еще в 1980-е годы признал право палестинского народа на свое государство в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме – и современная Россия от этого не отказывается. Этот тезис заставил палестинских лидеров ликовать. Между тем, Медведев тут же призвал к сдержанности и продолжению переговоров и напомнил о необходимости конференции по Ближнему Востоку, которую давно уже мечтает провести Москва. И снова подал палестинцам повод для радости, поддержав требование о прекращении строительства израильских поселений. Многочисленные комментаторы отмечают, что Кремль взвешивает свои возможности в примирении ФАТХа и ХАМАСа и выработке единой палестинской позиции.

Самая большая интрига состоит в том, поддержит ли Россия, одна из держав, обладающих правом вето в ООН, попытку палестинцев добиться признания государства через Организацию Объединенных наций. Такой шаг запланирован администрацией Аббаса в конце 2011 года. Медведев ничего не сказал по этому поводу, но в Рамалле поспешили заявить, что Москва – на их стороне. Но как бы ни повела себя Россия в момент голосования, сегодняшние слухи должны помочь «параду признаний» Палестины на международной арене. Медведев не сказал «да», но то, что он не сказал «нет» — большой подарок для Абу Мазена. Он и его сторонники постараются извлечь из этой неопределенности максимум выгоды.

Какую роль сыграла здесь израильская забастовка работников МИД? На эту тему мнения тоже расходятся. Одни обозреватели считают, что Израиль сам способствовал сближению России и палестинцами, сорвав официальный визит президента. Другие замечают, что Медведев все равно сделал бы Абу Мазену «подарок», вспомнив о советском признании Палестины. Забастовка же избавила израильских руководителей от необходимости сохранять видимость дружеского общения с российской делегацией после столь откровенной пощечины.

Как бы то ни было, со стороны ситуация выглядит так: пока в Израиле решают свои ведомственные проблемы и разбираются во внутренних скандалах, палестинцы уверенно идут к намеченной цели, добиваясь международной поддержки. В ближайшее время признать независимость Палестины могут уже и некоторые европейские государства. В самой автономии идет активная работа по строительству государственных институтов. Руководит ею талантливый организатор Салям Файяд. Сам он не принадлежит к сторонникам одностороннего провозглашения государственности, но уверен, что «если палестинцы создадут внешние атрибуты государства, настоящее государство появится вслед за ними». Таким образом, в один прекрасный день Израиль встанет перед фактом: рядом с ним находится самостоятельное и самодостаточное образование, признанное изрядной частью международного сообщества.

Подготовка к этому моменту ведется чрезвычайно грамотно. Сейчас палестинские усилия сосредоточены на том, чтобы прекратить израильское строительство на тех территориях, которые они мечтают видеть в своих границах. Ближайшей обсуждаемой резолюцией в ООН станет осуждение строительства еврейских поселений в Иудее и Самарии. Здесь палестинцы однозначно могут рассчитывать на поддержку России. О своем одобрении резолюции сообщили недавно официальные круги Франции, оговорив, что текст ее должен быть «умеренным».

Против резолюции выступит Великобритания (об этом заявил представитель Соединенного королевства на Ближнем Востоке) и, как ожидается, США. Впрочем, позиция «Старшего брата» до последнего момента остается неясной. Поведение Израиля все больше раздражает Вашингтон; само по себе обсуждение в ООН вопроса о поселениях свидетельствует о провале политики США в палестино-израильском урегулировании. Кроме того, содержание резолюции по сути совпадает с требованиями Белого дома. Не исключено, что в этот или в следующий раз Обама захочет проучить Израиль за строптивость и не воспользуется своим правом вето.

Уже сегодня обозреватели гадают: говорил ли Медведев только от своего имени, когда он упоминал о палестинском государстве? Или же имела место тайная просьба Обамы – намекнуть таким образом Нетаниягу, что его упорство ни к чему хорошему не приведет?

Ждать очередного обсуждения в ООН придется недолго. Известно, что палестинские дипломаты готовят целый пакет антиизраильских резолюций – например, по статусу Иерусалима и по границам 1967 года. Их принятие сильно осложнит положение Израиля, даже учитывая, что конгресс США и Европейский союз пока высказались против одностороннего провозглашения независимости. Капля камень точит – палестинское государство завоевывает все больше сторонников в этом мире. Даже те, кто не поддерживает эту идею, постепенно привыкает к ней. О том, что независимая Палестина появится уже этим летом, говорил и Барак Обама на последнем заседании Генеральной ассамблеи ООН, и госсекретарь США Хиллари Клинтон на недавнем Форуме Сабана. Пока они настаивают на единственном пути – переговоры, но Израиль сам демонстрирует миру, что переговоры невозможны. И мир, в конце концов, согласится с односторонним решением проблемы.

Некоторые эксперты предсказывают, что потерянный шанс на обретение независимости уже в конце лета спровоцирует очередную интифаду. Но в отличие от прежних это будет «белая» интифада – не взрывы автобусов и стрельба на дорогах, а массовые акции протеста по образцу «цветных» революций. События, которые репетируются сегодня в Бильине и Наалине, захлестнут Восточный Иерусалим. В условиях международной поддержки эта революция может победить.

Пассивно наблюдая за энергичными действиями палестинской администрации, Израиль сам готовит себе такое будущее. Нетаниягу укрепляет правую коалицию в преддверии будущих переговоров, словно не замечая, что предмет переговоров уже изменился и вышел из-под израильского контроля. Палестинцы продвинулись слишком далеко и не станут возобновлять диалог с того места, на котором он остановился. Палестинское государство из мечты становится явью, и похоже, в Израиле с ним уже смирились, как и с разделом столицы. Что будет, когда через Иерусалим пройдет государственная граница? Сможет ли еврейское государство хотя бы обеспечить безопасность своих граждан? Когда-то Ариэль Шарон обещал, что размежевание не несет угрозы – если начнутся теракты из Газы, ЦАХАЛ сумеет на них ответить. Возможно, наши руководители считают, что при первых же выпадах со стороны Палестины мы вступим в войну и разгромим врага. Но это фантазии – когда появится Палестинское государство, воевать с ним будет поздно.

Что касается визита президента России, то именно российская осторожность и российские амбиции могут послужить сейчас спасительным тормозом для стремительно развивающихся событий. Москва стремится играть ведущую роль на Ближнем Востоке и одновременно не хочет попадать впросак, подобно Вашингтону. Медведев настойчиво предлагает провести Московскую конференцию по ближневосточному урегулированию. Эта конференция могла бы стать противовесом форумам ООН, где палестинцы развили невероятную активность. Израилю стоило бы поддержать президента РФ в этом начинании и использовать оставшееся время для усиления своих позиций. В последнее время мы не просто проигрываем дипломатическую войну – мы от нее устранились, уступив поле боя противнику.