Назарбаев останется у власти навсегда?

Президент Казахстана старательно делает вид, что не держится за власть, но может отменить выборы «по просьбам трудящихся». За этим фарсом стоит почти трагедия: у Назарбаева нет безопасного преемника. Уйди он сейчас – его родственники разорвут страну.

23 декабря группа законодателей Казахстана выступила с революционным предложением: заменить президентские выборы 2012 года референдумом по продлению полномочий действующего главы государства Нурсултана Назарбаева до 2020 года. Президент подчеркнуто дистанцировался от этой инициативы, но в стране сразу же началась вакханалия верноподданичества, вряд ли возможная без вмешательства его администрации.

В городах начались 20-тысячные митинги в поддержку бесконечного царствования Нурсултана Абишевича, на которых ораторы подвергали тлетворный институт выборов обоснованной критике и праведному шельмованию. Проведение референдума поддержали ячейки правящей партии «Нур Отан». В Астане была создана создана коалиция «Казахстан-2020» в поддержку референдума с тщательно продуманным логотипом. По государству прокатились Акции по поддержке вышеозначенной коалиции. На площадях и в залах бесновались трудовые коллективы и профессиональные объединения, кричали школы, визжали ясли. Наконец, должные почести Елбасы (Лидеру Нации) воздали местные НПО – они тоже стройными рядами подержали продление его полномочий.

В общем, депутаты довольно быстро собрали 200 тысяч подписей и приняли-таки поправки в Конституцию, которые США и ОБСЕ тут же подвергли критике.

Как выяснилось, беспокоились зря: Гарант Конституции не был бы самим собой, если бы не наложил на поправки вето.

Но не тут-то было. 14 января коварные депутаты вероломно преодолели вето Президента.

Однако скромный и совсем не рвущийся к власти приверженец европейских традиций их не подписал и направил в Конституционный совет. В течение месяца он должен решить, отвечают ли поправки основному закону, останется ли Казахстан в лоне демократии или свернет на скользкую тропинку авторитаризма. Надо ли говорить, что Президент ни единым жестом не повлияет на решение Совета. Все члены которого, без сомнения, являются еще большими приверженцами прямых президентских выборов, чем сам Елбасы.

Агитация за вечное царствование Назарбаева в СМИ тем временем продолжается. Как и вся эта кампания, заголовки удивляют советской дубовостью: «Другого лидера нет», «Коалиция в поддержку референдума укрепит многопартийность» , «НПО солидарны», «Журналисты – за референдум»…

«Назарбаев пытается усидеть на двух стульях: и усидеть подольше, и сделать это красиво, — пояснил «Росбалту» директор казахстанской Группы оценки рисков Досым Сатпаев. – Он хочет показать, что не является сторонником постоянных нарушений конституции и остается у власти только под давлением снизу. Отсюда и спектакль: президент режиссер, его администрация – исполнитель, парламент и общественность – массовка. То же самое было в прошлом году, когда принимали закон о Елбасы – Лидере нации».

Если серьезно, то весь этот фарс скрывает драматическую для Казахстана ситуацию. Назарбаев понимает, что не вечен, но у него – правителя действительно умного, гибкого и сильного – нет подходящего преемника. Нет компромиссной фигуры, которая устроила бы все жузы и кланы.

История с опальным экс-супругом старшей дочери президента Рахатом Алиевым показала, что система управления Казахстаном выстроена под одного человека. И если этот человек не будет столь же умелым жонглером и канатоходцем, без самого Назарбаева родня передерется за власть насмерть. А компромат на мужа средней дочери Тимура Кулибаева в западных СМИ показывает, что в эту борьбу сразу включатся ЕС и США. Которые только в прошлом году закрыли «Казахгейт» — грязное дело о взятках Назарбаеву со стороны американских нефтяных компаний в начале 90-х.

А Центральная Азия тем временем трещит по швам. Соперничество США и Китая в регионе усиливается. Киргизия под боком вот-вот развалится, и хлынут оттуда потоки беженцев с террористами. Что тогда будет с государством, с региональным лидерством, кому достанется нефтяная и урановая рента, кто будет контролировать транспортные коридоры между Европой и Китаем? Старший и младший жузы? Сомнительно. Вот и остается Нурсултану Абишевичу изыскивать деликатные способы. А ведь мог бы просто увековечить себя указом, как Туркменбаши, и дело с концом.

«В Ак Орде (резиденция президента Казахстана – прим. ред.) исходили из меньшего зла: да, референдум в любом случае раскритикуют, но и выборы бы тоже критиковали, особенно оппозиция, — рассуждает Досым Сатпаев. – Не лучше ли избавиться от этой постоянной головной боли, от выборов. Тем более, что с 2012 года они будут не раз в 7 лет, а раз в 5 лет».

Как же изменится жизнь в Казахстане после референдума, если он с состоится? Да, в общем, никак. Все по-прежнему будет решать Назарбаев. Казна сэкономит деньги на президентские выборы: граждане будут выбирать только депутатов парламента, а те – президента. «На Западе Назарбаева, конечно, пожурят, но не так жестко как Лукашенко, — считает эксперт. – Он, в общем, соблюдает правила игры в международной политике. Чисто географически Казахстан не воспринимают как часть Европы. А главное – потенциальным критикам слишком нужны ресурсы Казахстана».

Все это так. Но в 2020 году Нурсултану Абишевичу исполнится 80 лет. А преемника к этому времени он может так и не найти.