Почему российским грузинам не вернут дома в Абхазии

Тбилиси назвал фашизмом отказ Сухуми рассматривать обращения этнических грузин относительно имущественных прав на собственность в Абхазии.

По заявлению грузинского МИДа решение, относительно которого комиссия по обеспечению законности при решении имущественных прав граждан РФ в Абхазии не будет рассматривать заявления россиян грузинского происхождения, свидетельствует о том, что Россия осуществляет дискриминацию собственных граждан по этническому признаку.

«Подобный подход еще раз подчеркивает тот факт, что политика, проводимая Россией по отношению к Грузии и этническим грузинам, противоречит стандартам международного права и прав человека и является ничем иным, как преследованием по этническому признаку», — сказано в заявлении грузинского МИДа.

Комиссия, в которую входят как представители непризнанной республики, так и России, занимается имущественными вопросами российских граждан в Абхазии. Однако, по заявлению Сухуми, исключением из таких россиян являются этнические грузины, так как их заявки рассматриваться не будут до уплаты Грузией компенсации за ущерб, нанесенный Абхазии в годы войны.

«Здесь позиция руководства страны однозначная, и состоит она в том, что имущественные претензии и соблюдение имущественных прав граждан РФ грузинской национальности могут рассматриваться только в общем контексте компенсации ущерба, нанесенного Абхазии Грузией в период войны 1992-93 г.г., который определен в размере 13 млрд долларов», — цитирует руководителя рабочей группы коммиссии Александра Адлейба агентство Апсныпресс.

По словам Адлейба, лишь после полной компенсации ущерба, нанесенного Грузией Абхазии, россияне грузинского происхождения получат компенсации стоимости жилья в 1992 году.

«При этом прошу учесть, что речь идет не о возвращении граждан грузинской национальности квартир, а о компенсации в денежном эквиваленте», — сказал Адлейба.

Россия — за или против?

Однако, возмущение в Тбилиси вызвала не столько позиция Сухуми, сколько заявления представителей российских властей, сделанные на заседании комиссии, показанном абхазским телевидением.

«Мы будем рассматривать только обращения граждан Российской Федерации — за исключением лиц грузинской национальности. Таково коллегиальное решение, с учетом всех реальностей», — заявил на заседании Дмитрий Вишернев, второй секретарь посольства России в Абхазии.

Тбилиси называет такой подход по отношению к российским гражданам грузинского происхождения фашизмом.

«У этого может быть только одна оценка: это фашизм, этнофашизм», — сказал министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе.

Однако, глава российского МИДа Сергей Лавров, заявил, что Россия будет защищать права своих граждан в Абхазии вне зависимости от этнического происхождения.

«Хочу со всей ясностью подчеркнуть, что мы наших российских граждан по этническому или национальному признаку не разделяем, для нас все наши граждане находятся под нашей защитой, мы их права в полной мере будем обеспечивать», — цитирует главу российского МИДа Сергея Лаврова агентство РИА Новости.

Незаконный дележ

Согласно внешнеполитическому ведомству Грузии, деятельность российско-абхазской комиссии, это «дележ награбленного имущества двумя криминально-фашистскими бандами».

Тема возвращения грузин для руководства Абхазии — это тема неприемлемая. Ни один абхазский политик не согласится на полное возвращение грузинского населения, ибо это означает конец абхазского проекта

Александр Маркедонов, политолог

По словам представителей грузинского руководства, незаконные действия России очевидны, а поддержка международного сообщества имущественных прав вынужденных переселенцев не раз была зафиксирована в резолюциях, принятых международными организациями.

«В Абхазии, которая сегодня является оккупированной территорией и где была осуществлена массовая этническая чистка грузин, не может быть и речи о перераспределении и возвращении имущества до окончания оккупации и возвращения людей в свои дома, — сказал председатель парламента Грузии Давид Бакрадзе грузинскому телеканалу Рустави-2.- Так что, естественно, процесс абсолютно незаконный».

Однако, по словам российского политолога Сергея Маркедонова шансы на успех у грузинского правительства невелики, а Запад, скорее всего, ограничится «вялой» критикой в адрес России.

«Инструменты, которые может использовать Грузия невелики — это будирование этой тематики на международной арене в разных международных форматах, — сказал Маркедонов в интервью Би-би-си. — Я думаю, здесь успеха большого не удастся достичь, поскольку новой страницы это соглашение не открывает».

Недовольство Россией

Решение, принятое Сухуми, в первую очередь ставит под удар имидж самой России, считает Бакур Квашилава, декан школы права и политики грузинского Института общественных дел.

«Это абсолютно неоправданное решение с правовой точки зрения, и будет очень трудно после этого говорить о конструктивной роли России или о России, как о демократической и правовой стране, — сказал Квашилава Би-би-си. — Поэтому я уверен, что инициатива исходила не от российской стороны, правда, насколько сможет Россия сбалансировать эту ситуацию, трудно сказать».

Однако, эксперт Центра геополитических исследований и бывший заместитель министра по вопросам урегулирования конфликтов Гия Вольский считает, что на фоне растущего недовольства действиями России в абхазском обществе, инициатором подобного подхода к вопросу этнических грузин, могла быть Москва, а не Сухуми.

«Москве сейчас невыгодно предоставлять возможность грузинам закрепиться в регионе, так как абхазское общество, по всей видимости, не очень положительно относиться к российскому военному и политическому засилью, — говорит Вольский. — Грузинское этническое население Москвой рассматривается возможным потенциальным союзником абхазов в этом антироссийском настроении».

Абхазия без грузин

По словам Маркедонова, российский вопрос становится для Абхазии более важным, чем грузинский после войны 2008 года, однако, говорить о повороте Абхазии в пользу Грузии пока не приходится.

«Экономическое присутствие, особенно крупных гигантов бизнеса и военно-политическое присутствие [России] вызывает некоторые опасения, но пока они не являются критическими, — говорит Маркедонов. — Пока мы не можем говорить, что абхазы готовы с российским проектом не работать».

Отказ от рассмотрения обращений со стороны этнических грузин, по мнению Маркедонова, был инициативой Сухуми, а не Москвы.

По его словам, опасения абхазов, которые были этническим меньшинством в советской Грузии, «потеряться» в грузинском «массиве» были ещё до 90-х годов, так что их позиция, как правило, более радикальна в отношении грузинского вопроса, чем позиция россиян.

«Тема возвращения грузин для руководства Абхазии — это тема неприемлемая, — говорит Маркедонов. — Ни один абхазский политик не согласится на полное возвращение грузинского населения, ибо это означает конец абхазского проекта».