США: Совет Европы – «сверхамбициозный раздражитель»

1. (C) АННОТАЦИЯ: Совет Европы (СЕ) хочет, чтобы его воспринимали как бастион демократии, покровителя прав человека и последнюю надежду в деле защиты закона в Европе и за её пределами. Это организация с комплексом неполноценности и одновременно сверхамбициозной программой. Фактически, СЕ прекрасно обеспечивает техническую помощь странам-членам и отвратительно решает вопрос геополитического кризиса. Далее представлен короткий обзор СЕ для Госдепа в помощь для подготовки переговоров Генерального секретаря СЕ Терри Дэвиса в Вашингтоне 17-20 марта. Конец аннотации.

2. (C) Действующий Генеральный секретарь СЕ Терри Дэвис (Великобритания) покидает свой пост летом после своего пятилетнего срока, который, по мнению многих источников, был лишён видения. Любитель контролировать каждую мелочь, Дэвис вряд ли является человеком, которого будет недоставать многим его сотрудникам и постоянным представителям. Помимо того, что во главе СЕ стоит лицо, утратившее своё влияние, организация также страдает от большого и устоявшегося аппарата, который встаёт на дыбы при указаниях от стран-членов. СЕ (особенно под действующим председательствованием Испании) также страдает от попытки действовать только при полном консенсусе. Наконец, СЕ не получает (справедливо, на наш взгляд) ни того уровня финансирования, ни того внимания со стороны стран-членов, какие имеют другие региональные организации, например, ЕС и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Следующий Генеральный секретарь должен будет обратить своё внимание на эти факторы, если СЕ собирается реализовать свой ограниченный, хотя и важный, потенциал (отдельная депеша содержит информацию о 4-х кандидатах на место Дэвиса).

3. (SBU) Накануне встреч Генерального секретаря Дэвиса в Вашингтоне мы обозначим некоторые виды «добавочной стоимости» СЕ и отметим его серьёзные недостатки. СЕ может предоставить полезные услуги, как, например, обучение советников ЕС в деле защиты прав человека в Грузии и организация обмена заключёнными после войны в этом регионе в августе. Комиссия «За демократию через право» СЕ (известная как «Венецианская Комиссия») консультирует правительства в вопросах государственного законодательства в части конституционного права, избирательных кодексов и фундаментальных свобод. «Группа государств против коррупции» (GRECO – в которой США является формальным членом и крупным источником финансирования) расследует действия отдельных стран по искоренению систематической коррупции и предоставляет соответствующие отчёты. Различные организации в составе СЕ также обмениваются информацией о легализации незаконно полученных денежных средств и киберпреступности (США являются одной из сторон в Конвенции СЕ о кибепреступности, а также в конвенциях о передаче осуждённых лиц и взаимной административной помощи в налоговой области).

4. (SBU) Одной из организаций СЕ, обладающими самой широкой областью влияния, является Европейский суд по правам человека. Европейский суд по правам человека выступает как высшая судебная инстанция для граждан стран-членов, предметом жалобы которых служит нарушение прав, гарантируемых Европейской Конвенцией по правам человека. Все страны-члены обязаны соблюдать и обеспечивать выполнение решений Европейского суда по правам человека. В настоящее время в суде скопилось почти 100 000 дел (Россия блокирует механизм – Протокол 14 – ратифицированный каждой страной-членом СЕ, который сократит необходимое для производства обычных судебных дел число судей. Это один из важных примеров того, как консенсус сможет работать против эффективного функционирования СЕ). Европейский суд по правам человека будет блокировать экстрадицию заключённых в не входящие в СЕ страны, если посчитает, что в отношении этих заключённых могут быть применены смертная казнь или пытки. Суд также затребовал больше информации о британских делах об экстрадиции в США, находящихся на стадии рассмотрения, в отношении которых суд посчитал, что заключённые могут быть осуждены в США на пожизненное заключение без права на апелляцию или автоматического судебного пересмотра пожизненного заключения.

5. (C) Несмотря на то что СЕ может эффективно действовать по ряду различных важных задач, в отношении ключевых геостратегических вопросов он, в лучшем случае, доводит дело до конца с грехом пополам. Самый недавний и серьёзный пример – позиция СЕ по отношению к российско-грузинскому конфликту. Парламентарная Ассамблея (ПАСЕ) сурово осудила действия России против Грузии и призвала страны-члены, а также другие страны не признавать отколовшихся «республик». Принимающий решения Совет Европейского Союза (его депутаты – 47 постоянных представителей в Страсбурге) мало что предпринял для выдвижения конструктивного плана действий в отношении Грузии. Отчасти причиной этому послужила хроническая позиция «консенсус любой ценой», которой придерживаются некоторые делегации, в том числе некоторые страны-члены ЕС. Это, по сути, обеспечило Москве вето на эффективные действия со стороны ЕС. Это также является показателем действующей страны-председателя Совета Европейского Союза, Испании, которая предпочитает намного более коллегиальный подход к переговорам, чем предыдущая страна-председатель Швеция. В любом случае, если 27 стран-членов ЕС не будут единодушны в каком-либо вопросе, СЕ также не будет.

6. (C) Двумя другими примерами широкой сферы влияния СЕ является вездесущий вопрос повестки дня о «ситуации на Кипре». Обсуждения СЕ по этой проблеме представляют собой нечто большее, чем недипломатический обмен взаимными упрёками между представителями Турции и Кипра. В своих кулуарах СЕ всё ещё содействует ограниченным программам, например, использованию «нейтральных» учебников по истории в обеих странах. Мы также обратили внимание, что СЕ безуспешно пытался добиться от Беларуси соответствия критериям организации для возобновления процесса ходатайства о полном членстве в СЕ.

7. C) Наконец, обратимся к проблеме, в которой СЕ выглядел как раздражитель. А недавно в некоторой степени как победитель – Гуантанамо. Дик Марти, член швейцарской делегации в ПАСЕ, провёл расследование случаев выдачи преступников иностранным государствам и «секретных тюрем» в Европе, связанных с войной США с терроризмом. Его работа вызвала большую полемику и антиамериканские настроения в СЕ. Недавно, однако, Генеральный секретарь Дэвис и Комиссар СЕ по правам человека Хаммарберг призвали страны-члены СЕ к сотрудничеству с США и намереваются принять заключённых из Гуантанамо в качестве оказания помощи США в закрытии данного места заключения.