Запад готовит санкции против Лукашенко

Европейский парламент вечером 13 января намерен приступить к обсуждению мер «предельно жесткого политического и дипломатического давления» на руководство Белоруссии. Как известно, в Европе недовольны и тем, как прошли в этой стране 19 декабря минувшего года выборы президента, и последовавшими репрессиями против противников Лукашенко.

В среду председатель Европарламента Ежи Бузек уже призвал своих коллег к «максимально жестким» санкциям, направленным непосредственно против белорусского руководства. Кроме того, не без его участия, на заседание Европарламента получила приглашение и делегация представителей белорусской оппозиции. Не надо обладать чрезмерно богатой фантазией, чтобы представить, что примерно могут порассказать белорусские оппозиционеры, особенно родственники находящихся в заключении противников Лукашенко, европейским парламентариям.

К тому же «Российская газета» достаточно обстоятельно поведала, как эта делегация во главе с бывшим единым оппозиционным кандидатом на президентских выборах 2006 года Александром Милинкевичем встречалась с представителями различных европарламентских фракций, с самим Ежи Бузеком и верховным представителем Евросоюза по иностранным делам баронессой Кэтрин Эштон.

Особым успехом у европарламентариев пользовалось выступление Евы Некляевой, дочери кандидата Владимира Некляева, находящегося в заключении. «Судьба белорусской оппозиции зависит от международной солидарности. Ключи от камеры моего отца в ваших руках», — обращалась она к присутствующим. Те, в свою очередь, высказали «разочарование последними событиями, потому что ожидали, что белорусские власти будут идти в более демократическом направлении». В дальнейшем, заявляли европарламентарии, Европа намерена избегать «той политики открытости и вовлечения, которую проводила в отношении Белоруссии» в последнее время. Речь, очевидно, шла о пресловутом «Восточном партнерстве», в рамках которого в последние два года и американцы, и чиновники Евросоюза щедро выдавали Александру Лукашенко обещания самых различных льгот, преференций и инвестиций — но в основном на словах, в лучшем случае, на бумаге в соглашениях о намерениях. На практике белорусский Батька не получил в принципе ничего, кроме некоторых смягчений принятых еще ранее санкций на поездки по Европе белорусских руководителей.

Собственно, пока и оппозиционеры не получили ничего более существенного, кроме бесплатного сочувствия европейцев. Никаких формальных резолюций также пока не принято, хотя известно, что Евросоюз требует от Белоруссии освобождения всех политических заключенных, которых организация Amnesty International признала «узниками совести».

Ну, еще и баронесса Эштон заявила, что «хочет встретиться с министром иностранных дел Белоруссии только для того, чтобы, глядя ему в глаза, предупредить: у белорусской власти остались считанные дни и часы, чтобы отпустить всех арестованных и попытаться наладить отношения с ЕС. В противном случае будут введены самые жесткие санкции». Но насколько они действительно будут жесткими, пока можно только гадать. Вряд ли их сумеет выработать даже предстоящее сегодня пленарное заседание Европарламента.

Уже пошли сообщения, что в целом позицию по «белорусскому вопросу» Евросоюз будет вырабатывать как минимум до конца января. Возможно, она будет объявлена на встрече министров иностранных дел стран ЕС 31 января — а может, «консультации» будут продолжаться и дальше. Во всяком случае, пока даже об объявлении Александра Лукашенко персоной нон грата в Европе речи не идет. И только вопрос о введении визовых санкций для высших белорусских чиновников уже действительно рассматривается. Как можно догадаться, многие в ЕС побаиваются, что чрезмерным давлением на Александра Лукашенко они могут снова подтолкнуть его к дружбе с Россией, с которой после обострения отношений летом-осенью минувшего года у него опять наладились отношения. В частности, депутат из Германии Эльмар Брок прямо заявил, что белорусский посол в Берлине уже написал ему, что, если резолюция ЕС будет критической, Белоруссия будет вынуждена более тесно сотрудничать с Россией.

Так что пока наибольшую активность в отношении санкций против Белоруссии проявляют преимущественно западные СМИ. К примеру,The Financial Times в редакционной статье, на которую ссылается InoPressa, призывает Европу дать Лукашенко «решительный отпор». «Пока Лукашенко угнетает свой народ, о нормальных отношениях не может быть и речи», подчеркивает издание, по мнению которого, ЕС должен дать понять бывшим республикам СССР, что сближение невозможно без соблюдения минимальных стандартов свободы и порядочности.

Старший сотрудник Германского фонда Маршалла Йорг Форбриг предлагает европейскому сообществу кардинально пересмотреть политику на белорусском направлении и провести «перезагрузку перезагрузки» — то есть надавить и на Россию. Чтобы она, в свою очередь, давила на белорусское руководство. При этом Форбриг призывает Евросоюз заморозить отношения с Белоруссией, в том числе по проекту «Восточное партнерство» и оказанию экономической помощи и возобновить визовые санкции в отношении руководства страны. Как считает эксперт, европейским лидерам нужно внушить Москве, что «модернизационное партнерство» с ЕС распространяется и на общих соседей, включая Белоруссию. Одновременно Форбриг предлагает упростить визовый режим для простых белорусов, пишет InoPressa.

Надо отметить, что примерно то же самое высказали на днях и Ежи Бузек с Кэтрин Эштон. Они заявили, что «жесткие действия по отношению к белорусским властям будут сбалансированы поддержкой гражданского общества и обычных белорусов». В частности, речь идет о белорусских студентах, которых за участие в антиправительственных митингах и прочих действиях в поддержку оппозиции стали отчислять из их вузов. Готовность принять их у себя и устроить в местные учебные заведения выразили Польша и Чехия. Более того, Чехия даже предложила приехать в страну тем оппозиционным активистам, которые не имеют возможности найти работу в Белоруссии.

Впрочем, обеспечить работой своих противников на президентских выборах, помнится, обещал и сам Лукашенко. «Были разумные предложения у людей. Мы готовы их рассмотреть», — говорил он вскоре после подведения итогов выборов. В частности, он выражал готовность обсуждать предложения экс-кандидатов Ярослава Романчука, Григория Костусева, Сергея Гайдукевича, и даже обещал привлечь их к правительственной службе. «Каждому повесим этот хомут на шею, пусть тянет. Захотят работать — будут работать. Захотят воевать — не получится», — говорил Александр Григорьевич. Однако оппозиционеры почему-то не спешат сотрудничать со старым-новым президентом. Напротив, они устремляются с жалобами в Брюссель и Страссбург — в том числе и на то, что им затрудняют выезд из Белоруссии.

Напомним, кстати, что под Новый год комитеты по иностранным делам парламентов Польши и Германии приняли совместное заявление, в котором предложили европейским коллегам обсудить вопрос о том, чтобы белорусским гражданам, которым «непосредственно грозит преследование властей республики», был разрешен въезд в ЕС без предварительного получения визы. Ранее польское правительство решило отменить плату за визы для обычных белорусских граждан, которые хотят посетить Польшу. Одновременно Польша объявила о введении санкций против тех, «кто участвовал в фальсификациях выборов и репрессиях против кандидатов в президенты и участников акции 19 декабря».

Поляки ожидали, что подобные меры примут и другие страны Евросоюза. Но пока они дождались только соответствующего ответа белорусского МИД. Как раз сегодня, 13 января, министр иностранных дел Белоруссии Сергей Мартынов «приветствовал решение Польши отменить плату за национальные польские визы для граждан Белоруссии», передает afn.by. При этом он заявил, что если Польша примет решение о запрете на въезд на ее территорию представителей белорусских властей, Белоруссия, в свою очередь, запретит въезд на свою территорию польским чиновникам всех уровней.